Конституционные гарантии
Задачи социальной стабильности стали главной повесткой, подчеркнутой Владимиром Путиным в его Послании. О том, что это становится очевидным, если изучить содержание выступления главы государства, сказала Лариса Ревазова, депутат Парламента РСО–А, председатель Комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов:
– Все граждане страны всегда с особым вниманием слушают Послание Президента к Федеральному собранию Российской Федерации. По сути своей это не просто Обращение к сенаторам, которые представляют интересы регионов. Это программное Обращение ко всем нам, гражданам России. Для меня как для представителя законодательного органа власти одними из самых главных стали слова о необходимости вынесения на обсуждение ряда конституционных изменений.
Хочется напомнить, что депутаты Парламента Республики Северная Осетия – Алания полтора года назад, 28 июня 2018 года, направили Председателю Федерального собрания, Председателю Государственной думы и Председателю Правительства Российской Федерации обращение, в котором говорится о том, что "основным социальным стандартом, непосредственно влияющим на уровень доходов населения и регулирующим уровень заработной платы, является минимальный размер оплаты труда" (далее – МРОТ). Конституцией провозглашаются установление в Российской Федерации гарантированного минимального размера оплаты труда и право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Указанное положение придает МРОТ статус конституционной гарантии.
В тексте этого Обращения говорится также, что "повышение МРОТ до прожиточного минимума следует рассматривать в качестве первого этапа реформирования законодательства. Дальнейшее поэтапное увеличение МРОТ будет способствовать повышению уровня жизни граждан, собираемости налогов и сборов, сокращению разрыва между доходами разных групп населения, а также снижению социальной напряженности в обществе".
Мы уверены, на решение президента страны о закреплении в Конституции Российской Федерации положения о том, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного уровня в регионе, повлияло и мнение депутатов парламента республики. Убеждена, что это конституционное положение станет важной социальной гарантией для всех нас.
Также не менее важным считаю предложение о закреплении в Конституции страны регулярной индексации пенсий, которая станет конституционным обязательством правительства. При этом она должна проводиться после доведения их размера до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, заявил президент. Выплаты с начала 2019 года будут пересчитаны. Глава государства отметил, что никакие иные приоритеты теперь не смогут стать предлогом не проводить индексацию пенсий. Чтобы этот принцип вошел в жизнь, соответствующее изменение должно быть закреплено в Конституции.
Что день грядущий нам готовит?
Нынешнее Послание президента страны стало не просто предметом обсуждения, как в прошлые годы, но и требует принятия поистине революционных правовых шагов. Причем сделать это должна не власть, а мы – народ Российской Федерации – на референдуме 12 апреля после широкого обсуждения предложенных президентом поправок в Конституцию страны. Сегодня общественную дискуссию на страницах "СО" открывает член президиума Совета судей РФ, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Александр ЦАЛИЕВ:
– Послание президента является революционным, предлагающим кардинальные изменения в обществе, государстве, законодательстве, и скоро мы почувствуем это по результатам деятельности нового правительства. Надеюсь, министерства возглавят профессиональные, ответственные и морально чистоплотные, патриотически настроенные руководители. Кадры решают все – давно известная истина.
Послание состоит из таких разделов, как суверенитет страны, благополучие граждан, система органов власти. Первый раздел касается внешней политики, чему в предыдущих посланиях уделялось, на мой взгляд, слишком большое внимание. Сейчас о ней сказано коротко, но емко, с акцентом на обороноспособность и суверенитет России. Президент констатировал: наши шаги по укреплению национальной безопасности своевременны, достаточны и обеспечили обороноспособность страны на десятилетия вперед.
В ельцинский период правления страной нас активно завлекали в разные европейские организации, и действия руководства России, нередко вопреки национальным интересам, принижали авторитет и роль национального законодательства, силу решений российских органов власти.
В результате в конце 2019 г. Европарламент, игнорируя историческую правду, с циничной наглостью принимает резолюцию об ответственности СССР за начало Второй мировой войны наряду с гитлеровской Германией. И это в то время когда Владимир Путин со ссылкой на архивные документы убедительно показал, что соглашательскую политику начали ведущие западные страны, которые с большим усердием подталкивали Гитлера на Восток.
В связи с этим президент сказал: "Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции".
"Президент также предлагает усилить роль регионов через повышение полномочий и ответственности губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне и закрепить в Конституции статус и роль Государственного Совета. Здесь возникают вопросы о механизме формирования этого органа власти, его составе, полномочиях, месте в структуре власти.
Это значит, что Россия в значительной мере укрепляет свой суверенитет, а наши граждане, их права, свободы и законные интересы получат большую правовую защищенность со стороны нашего законодательства, наших органов власти. Кроме того, такая норма есть в конституциях и других стран.
Основное место по объему и значимости в Послании уделяется социальной сфере – материальному благополучию граждан, здоровью, образованию, поддержке семьи, детей, пенсионеров. Впервые в истории России предлагается закрепить социальные обязательства государства в Основном законе страны в виде норм о соответствии зарплаты прожиточному минимуму и о достойной пенсии.
Такие нормы необходимо прописать и в Конституции нашей республики, что я неоднократно предлагал!
Большое внимание президент уделил проблеме демографии и выходу из нее. В нашей республике проблема также остра, поэтому и нам необходимо серьезно работать над ее решением. Естественный рост населения республики – индикатор благополучия ее граждан, основа развития нашего Отечества, его укрепления и повышения авторитета.
Значительный объем в Послании занимают вопросы новой организации местной и государственной власти. Предлагается расширить полномочия и возможности местного самоуправления и закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти.
Это имело место в советский период и полностью себя оправдало. Данную идею я публично поддерживал с самого начала создания органов местной власти и выступал за единство всех уровней органов власти. Следует помнить, что жизнь отвергает тех, кто игнорирует опыт прошлого.
В связи с этим очевидна ошибочность положений ст. 12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и ст. 130 о самостоятельности местного самоуправления, поскольку разные уровни власти должны взаимодействовать с целью их эффективного функционирования. По этим и другим вопросам необходимо вносить изменения в конституции страны и республики.
Президент также предлагает усилить роль регионов через повышение полномочий и ответственности губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне и закрепить в Конституции статус и роль Государственного Совета. Здесь возникают вопросы о механизме формирования этого органа власти, его составе, полномочиях, месте в структуре власти.
Наконец, вносится принципиально важное предложение о перераспределении полномочий между исполнительной и законодательной властью. Предлагается доверить Госдуме не просто согласование, а утверждение правительства. При этом президент будет обязан назначать премьера и членов кабинета на должности.
Это повысит роль и значение парламента страны и парламентских партий, самостоятельность и ответственность правительства. Напомню, что именно так формировалось правительство нашей республики в первые годы президентства А.Х. Галазова.
Как бывший министр юстиции и председатель Конституционного суда считаю, что такой порядок следует снова закрепить в нашей Конституции, чтобы ответственность за дела в республике нес не только ее глава, но и правительство.
Владимир Путин также правильно считает, что наша страна должна оставаться сильной президентской республикой, где глава государства определяет задачи и приоритеты деятельности правительства, отстраняет от должностей его председателя и членов кабинета, руководит Вооруженными силами и правоохранительной системой.
Принципиально важным считаю вопрос о президентских сроках. Уверен, что для народа важнее не сроки президентства, а результаты работы главы государства – благосостояние и безопасность граждан. И в данном вопросе нам также не надо следовать западным образцам!
В Послании правильно подчеркивается, что требуется высочайший юридический профессионализм работы над предложенными конституционными поправками, а также их самое широкое публичное обсуждение и принятие окончательного решения.
Предложения вносят существенные изменения в политическую систему страны и направлены на повышение эффективности публичной власти. Ей придется решать важные социально-экономические задачи, которые определяют уровень жизни граждан, их благополучия и самочувствия. Другого выхода у власти нет, если она хочет себя сохранить и служить народу.