А мы – были. И познакомились с несколькими десятками молодых исследователей, которые нашли в себе силы, время, а главное – желание встать на нелегкий, но очень интересный путь научного познания мира. Не обязательно, что он непременно приведет их в мир большой науки и великих достижений. А ведь может и приведет! Но в любом случае, уже сегодня каждый из этих ребят находится в процессе увлекательных открытий в самых разных сферах – от ботаники и языкознания до социологии и сельского хозяйства.
XVII Республиканский конкурс молодых исследователей "Ступень в науку" собрал на площадке Республиканского дворца детского творчества более 250 школьников. Они такие разные – совсем еще малыши и уже выпускники, робкие и уверенные в своих силах, поддерживаемые мамами и готовые со своей презентацией покорять мир. Но объединяет их одно – несмотря на волю к победе, которая, разумеется, есть у каждого конкурсанта, они верят в то, что заняты действительно полезным и нужным делом – если даже не в масштабах всего человечества, то для себя самого, своих сверстников и всех тех, кто, слушая их доклады, в следующий раз сам захочет стать исследователем какой-то темы.
"Это не просто внутрирегиональная конкурсная площадка для школьников. "Ступень в науку" проводится в рамках Федеральной научно-образовательной программы творческого и научно-технического развития детей и молодежи "Национальное Достояние России", реализуемой Общероссийской общественной организацией при Государственной думе РФ "Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России "Интеграция", – рассказали в Министерстве образования и науке РСО–А. Ведомство наряду с РДДТ им. Б.Е. Кабалоева является организатором мероприятия, проводимого при поддержке СОГУ и СОРИПКРО. – Победители конкурса ежегодно принимают участие во Всероссийских конкурсах достижений талантливой молодежи "Национальное Достояние России и детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ "Первые шаги в науке", которые проводятся в Детском доме отдыха Управления делами Президента Российской Федерации "Непецино" (Московская область, Коломенский район)". Кроме того, как пояснили в Минобрнауки, уже седьмой год юные исследователи Северной Осетии участвуют в заочном Всероссийском конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу, который проводит Карачаево-Черкесский государственный университет, победители и призеры которого приглашаются в летнюю научно-исследовательскую школу в г. Теберду. "Также победители конкурса "Ступень в науку" участвуют в Международной научно-практической конференции "Будущее науки", который проводит Институт управления г. Архангельска; в VI Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся "Старт в науке", Российская Академия Естествознания; во Всероссийском конкурсе творчества "Лего-мастерская" в Оренбурге".
Но до победы каждому из ребят нужно пройти дорогу настоящего сыщика: найти интересную тему, добыть сведения, обозначить актуальность своего исследования, провести мониторинг, опросы и опыты, прочитать несколько источников информации, подготовить презентацию и, наконец, выступить с ней перед экспертами. Которые, кстати, с неподдельным интересом слушают каждого юного оратора и вступают с ним в дискуссии после выступления. "Ты занимался магнитами, у тебя остались научные вопросы без ответа? Например, почему от близости с магнитом один прибор шумит, а другой нет?" – спросил доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой СОГУ и руководитель секции "Физика. Астрономия" Тамерлан Магкоев у ученика 5 класса СОШ № 26 Георгия Аладжикова. Начинающий исследователь занимался изучением магнитных полей и даже провел перед ребятами простые, но наглядные опыты.
А третьеклассница "Интеллекта" Радмира Кошелева свои опыты для исследования проводила дома, ведь для того, чтобы выяснить "Влияние липкости меда на его лекарственные свойства" ей понадобились и посуда, и печка, и даже холодильник! Случайное наблюдение маленькой любопытной девочки привело к вполне серьезным вопросам, глубокое научное исследование которых может стать основой действительно важных медицинских открытий. "Мне очень нравится заниматься и творчеством, и наукой. Пока мы готовили работу, я познакомилась и общалась и с пасечниками, и с докторами, – делится Радмира, которая основательно подготовилась к конкурсу, придя в костюме пчелки. – Я всегда любила мед, и знала, что он полезен, особенно при простуде. Но после исследования стала относиться к нему еще лучше, тем более, что он может лечить и более серьезные заболевания".
За каждым успешным исследованием стоит не только труд юного дарования, но и поддержка – как научного руководителя, так и близких, которые верят в успех своего ребенка. За ученицу 2 класса школы № 6 г. Беслана Арину Томаеву болела вся семья. Еще бы, ведь девочка отразила в своей работе историю родного места для каждого члена семьи: "Поселок Садон – памятники архитектуры прошлого и настоящего"! "И мама, и папа, и мои дедушки с бабушкой родом из Садона, я каждое лето там отдыхаю и мне захотелось рассказать об этом красивом месте другим, – говорит дебютант "Ступени в науку". – В Садоне есть многоквартирные дома, построенные бельгийцами. Эти дома настоящие памятники архитектуры, так же как и фамильная башня Битаровых, которая разрушилась и лишь в 2018 году была восстановлена". Мама девочки Мадина Кайтукова, которая приехала вместе с ней на мероприятие, уверена, что этот конкурс и вправду является первой ступенью в науку: "Помимо школьной программы ребенок должен чем-то заниматься. Я сама тоже – учитель, и всегда ориентирую своих учеников на различные конкурсы. Теперь вот и своих собственных детей вдохновила. Конечно, хочется победить, но я и Арину настроила на то, что главное участие, главное, что она узнала что-то новое для себя и сможет дальше развиваться, и поэтому не стоит волноваться перед выступлением".
Конечно, без волнения в таком состязании не обходится. Хотя вот Сармат Гагиев, отличающийся настоящей офицерской выправкой, кажется, совсем не переживает. Именно этот одиннадцатиклассник Северо-Кавказского суворовского военного училища Минобороны РФ подготовил исследование на довольно любопытную и нечасто встречающуюся тему "Фразеология авиационного радиообмена", с докладом по которой выступил в секции "Зарубежная лингвистика. Языкознание": "Несмотря на плотный график подготовки к выпускным экзаменам, я с удовольствием нашел время на занятие исследованием. Участвую в конкурсе второй раз и в этом году надеюсь на успех. Тему мне подсказал мой руководитель, зная о моей мечте стать летчиком. И работа действительно актуальна, потому что в авиации многое зависит именно от диспетчеров, от их переговоров – неправильная информация может привести к трагедии".
О том, какое место по итогам конкурса "Ступень в науку" займет Сармат и все остальные участники, станет известно лишь 31 января во время торжественной церемонии награждения. Тройка призеров будет определяться в каждой возрастной категории: 1-4 класс, 5–7 класс, 8–11 класс. "Максимум, в которое оценивается каждое выступление, это 30 баллов. Они получаются при суммировании баллов по каждому из критериев, – пояснили жюри. К слову, работу каждой секции оценивают 3 эксперта. – Качество написания исследовательской работы рассматривается с точки зрения "актуальности, новизны, творческого характера", "четкости целей, задач и методов", а также "научности полученных результатов". Отдельным блоком выставляются балла за само выступление – здесь также три критерия: "четкость структуры доклада, логичность", "глубина владения материалом, эрудиция" и "презентабельность".
Как бы то ни было, каждого из юных исследователей уже можно назвать победителем, которые сделали важный шаг к личному развитию, пройдя ступень в науку.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.