В этой профессии практически нет случайных людей – только искренняя любовь к своему делу может вдохновлять учителей изо дня в день на протяжении десяти, двадцати, а то и пятидесяти лет нести подрастающим поколениям свет знаний. И для каждого ученика его учитель – безусловно, самый любимый и безоговорочно лучший. Однако добиться такого же признания и в профессиональном сообществе – дорогого стоит для каждого педагога, а потому многие из них с большим энтузиазмом ежегодно становятся участниками профильных состязаний. В этом году у учителей Северной Осетии есть дополнительный, особый стимул – помимо почетного звания победителя конкурса профмастерства, получить в качестве приза квартиру. Но это – далеко не единственное новшество, которое внесено в регламент проекта.
"В этом году в Положение регионального конкурса "Лучший учитель года" внесли большие изменения, он в корне отличается от привычного нам состязания. Наша задача была постараться максимально приблизить его к всероссийскому финалу, чтобы подготовка потенциальных участников была намного эффективнее, – рассказала координатор региональных конкурсов профессионального мастерства, начальник отдела национального образования и языковой политики Минобрнауки РСО–А Ирина Накусова (на фото). – Мы не будем проводить отдельно традиционные конкурсы на выявление лучших учителей русской и осетинской словесности. Нас ждут два больших региональных конкурса "Педагогический дебют" и "Лучший учитель года", которые станут отборочными этапами на всероссийские конкурсы. Мы определили 6 опорных школ, которые разбили по направлениям. Перед оргкомитетом были поставлены определенные задачи, включая обеспечение 100%-й явки детей на проводимые уроки, техническое оснащение.
На данный момент все условия для проведения конкурса созданы". Официальный старт конкурсов состоится 3 февраля в торжественной обстановке. Но на самом деле можно говорить о том, что начались они задолго до этого дня – еще в октябре месяце, когда организаторы – Министерство науки и образования республики – провели широкую информационную работу с учительским сообществом и директорами образовательных организаций. Участие в профессиональных состязаниях всегда добровольно для педагога, но многих учителей на конкурсы рекомендуют руководители, видя в них потенциал и опыт, которым они могли бы поделиться с коллегами.
В план подготовки были внесены и курсы повышения квалификации, которые для участников конкурсов провела кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, член жюри Всероссийского конкурса "Учитель года России" Елена Пахомова. "Курсы прошли в два модуля – в ноябре и январе. Второй был больше направлен на практическую составляющую, – пояснила Ирина Накусова. – Именитому педагогу удалось окунуть наших учителей в атмосферу конкурса, детально разобрать с ними все его нюансы, на примерах показать, что значит высокий уровень уроков и внеурочных мероприятий и какие минусы могут быть".
На звание лучшего учителя претендуют 53 педагога, а в конкурсе "Педагогический дебют" участвуют 14 человек.
"Финальное испытание для участников обоих конкурсов пройдет согласно запланированному графику 28 февраля, а уже 29 на торжественной церемонии закрытия мы узнаем имена призеров и победителей, – говорит куратор конкурсов. – Очень важно, и на этом сделала акцент и министр образования Людмила Башарина, чтобы процедура оценивания была максимально объективной и прозрачной. Для этого мы с особой тщательностью подошли к формированию составов судейской комиссии. Первые конкурсные испытания будет оценивать эксперты в составе 10 человек в каждой из опорных школ. В состав жюри вошли сотрудники Министерства образования и науки, СОРИПКРО, СОГУ, СОГПИ, управлений образований районов и лучшие учителя, уже являющиеся победителями и призерами различных конкурсов. Мероприятия второго и третьего тура оцениваются уже большим жюри региональных конкурсов профессионального мастерства в Республике Северная Осетия – Алания (Большое жюри), в которое включены эксперты из разных городов и субъектов РФ – Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Кабардино-Балкария. Можно не сомневаться в том, что это будет независимая экспертиза. Решение Большого жюри является окончательным".
В этом году Минобрнауки также предоставило возможность каждому жителю республики оказаться вовлеченным в конкурсный процесс – в опорных школах установлена система видеонаблюдения, которая позволит вести онлайн-трансляцию конкурсных испытаний. Таким образом, все желающие смогут оценить потенциал того или иного участника.
Сами учителя о том, что число зрителей их занятий может многократно возрасти, стараются не думать, ведь главными объектами, на кого направлены их уроки, пусть и показательные, в первую очередь являются дети.
Марина Дзираева (на фото) пришла в профессию десять лет назад. Нынешний учитель начальных классов СОШ № 1 с. Чиколы, она начинала свою педагогическую деятельность учителем русского языка и преподавателем немецкого языка в начальной школе. Однако три года назад после прохождения курсов переподготовки в СОРИПКРО сердце девушки привело ее к статусу "первой учительницы", которой она станет для многих малышей. "Профессия педагога – мой осознанный выбор с раннего детства. Люблю детей, люблю свою работу и горжусь тем, что я – учитель. Очень нравится высказывание, что только человек с огромным сердцем может учить детей", – признается педагог.
По мнению Дзираевой, на повышение престижа учительской профессии влияет поддержка коллектива, который должен работать как одна команда, и тогда молодым педагогам не страшны будут любые начинания. И в этой связи она отмечает, как важна поддержка кураторов конкурса и методиста на всем протяжении подготовки к состязанию. "Для себя я уже победитель независимо от результатов конкурса. После курсов Елены Пахомовой совсем по-другому смотрю на свою работу. Эти семинары научили меня тонкостям нашей работы, нашей методики. И я еще больше укрепилась во мнении, что моя основная миссия как педагога – сохранить, укрепить и развить в детях любовь к родному языку, литературе, к нашей культуре и традициям. Я сама пишу стихи как на родном языке, так и на русском, готовлю все сценарии для наших мероприятий, и моим главных вдохновителем является любовь к своему делу".
Такой же безграничной любовью к профессии может похвастаться и другая участница – Марина Датиева. Для учителя родного языка и литературы с 23-летним стажем в педагогике это далеко не первый профессиональный конкурс, однако каждое подобное мероприятие – волнительно. "Я готовлюсь с первых дней, как было принято решение участвовать, и вкладываю душу в подготовку. Ведь не хочется показать уровень ниже, чем у моих коллег, а это явно будет не просто, потому что на конкурсе представлены лучшие из лучших", – считает учитель алагирской школы, в копилке которой и призовое место на конкурсе "Лучший учитель осетинской словесности", и президентский грант.
Окажутся ли эти педагоги в числе финалистов конкурса, станет известно после пройденных испытаний. Но и они, и все остальные участники свои лучшие уроки вне всяких конкурсов дают ежедневно. Потому что иначе нельзя – ученики должны чувствовать интерес к предмету и процессу образования постоянно. А победы, денежные призы, звания… Для настоящего учителя – это все лишь одна из мотиваций к развитию в работе, к личностному росту, но никак не самоцель. И понимание своего истинного предназначения в педагогике – уже ключ к успеху, в том числе и в конкурсе профессионального мастерства.