Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Победа в наших умах

[B]В начале этого года Российское общество социологов и кафедра социологии СОГУ им. К.Л. Хетагурова провели опрос жителей Владикавказе об их отношении к Великой Отечественной войне. Руководитель исследования профессор, д.с.н., зав. кафедрой социологии Х.В. Дзуцев.[/B]

Социологи опросили 250 человек различных возрастов и рода занятий. Половину из них составили молодые люди от 18 до 35 лет. Результаты опроса "СО" будет публиковать в виде ответов на один вопрос анкеты в одном номере газеты.

Открывает наш проект вопрос:

Ответы на вопрос о том, какое значение имеет война для владикавказцев (преимущественно молодых), рисуют достаточно оптимистичную картину. Для абсолютного большинства (64,2%) подвиг нашего народа остается нравственной путеводной звездой, непреходящей духовной ценностью. Еще 11,5% уверены, что это верно и для их сверстников.

Несколько тревожит, что более чем пятая часть опрошенных говорит о постепенном стирании памяти о войне в умах новых поколений. Разумеется, это объективный процесс, и иначе просто не может быть, но все же с годами от такой "забывчивости" недалеко и до нынешней ситуации со знанием правды о войне на Западе!

О том, что первые признаки подобного уже есть и в нашем обществе, говорят голоса, выбравших последний вариант ответа на вопрос. Радует, что их пока мало. Возможно, это просто весьма субъективная и пессимистическая оценка поведения молодежи старшими или даже их же сверстниками. А, может быть, количество таких пессимистов это тривиальная статистическая погрешность исследования – менее 3% в масштабах всей республики.

Подсказку даст более глубокий анализ возрастных данных отвечавших на этот вопрос и изучение ответов на другие вопросы анкеты, которые мы также опубликуем.

Из каких источников вы получили знания о Великой Отечественной войне?

На этот вопрос отвечающие могли выбрать до 5 вариантов ответов, предложенных учеными, поэтому сумма ответов составила намного больше 100%.

В содержательном плане интересно, что самым информативным источником для нас являются советские художественные фильмы о войне (61,5%). Российское кино уступает почти вдвое (38%)! А вот документальное советское и российское кино имеют практически равное значение: 35,7% и 36,7% соответственно.

Парадоксально выглядят ответы об учебниках (59,5%) и учителях (23,8%): получается, что учебники "сообщают" детям в два раза больше информации.

Рассказы родных (50%) заметно уступают советским художественным фильмам и учебникам. Скорее всего, это связано с уходом из жизни фронтовиков и тыловиков и, следовательно, естественным прерыванием внутрисемейной исторической преемственности.

Видимо, по этой же причине крайне низок процент (9,5) участия в передаче информации о войне ее ветеранов.

На фоне разговоров о сокращении числа читающих в стране – на удивление! – высокий процент (42,1) дала художественная литература.

Еще более неестественной в информировании жителей Владикавказа о войне выглядит роль Интернета (4,7%) и преподавателей вузов (4,2%).

Результаты ответов на два последних варианта и вовсе внушают тревожный пессимизм: ни герои-полководцы войны, ни ее серьезные исследования почти или вовсе не интересуют широкую публику. А это чревато верхоглядством, спекуляциями и, в конце-концов, забвением и переписыванием истории.

– С кем вы чаще разговариваете о Великой Отечественной войне?

Как видно из ответов, самый мощный канал передачи памяти о войне (42,8%) – межпоколенная связь "дедушки–внуки". У кого-то недоумение могут вызвать присутствие в ответах отдельного варианта "родственники – ветераны войны или тыла" – и крайне малое его значение (4,7%).

Еще десять, тем более двадцать, лет назад наличие этих двух схожих вариантов ответов было бы невозможным, поскольку тогда бабушки и дедушки и были поколением фронтовиков и тыловиков. Однако сегодня самым старшим поколением уже стали люди, видевшие войну лишь в кино и по телевизору и слышавшие о ней от своих дедушек и бабушек, в крайнем случае – от родителей или их старших братьев и сестер.

Так что редкость обращения новых поколений к участникам войны вызвана, к сожалению, их очень малым числом, которое неуклонно и быстро сокращается. Вот почему на "молодых" бабушек и дедушек ложится вдвойне трудная задача по передаче памяти о войне – за своих родителей и дедов и за себя!

Родители современных школьников, студентов и работающей молодежи являются вторым по частоте каналом распространения информации о войне (26,4%). Однако частота обращений к ним чуть ли не вдвое меньше, чем к старшему поколению.

Хочется думать, что это вызвано наличием у молодых поколений бабушек и дедушек, для которых тема войны ближе, и чаще поднимающих ее в общении с внуками. И все же есть повод задуматься о том, а не теряем ли мы поколение нынешних родителей как будущих ретрансляторов исторической памяти, когда они уже станут дедами и бабушками?

Еще большую тревогу вызывают ответы о том, что почти 12% молодежи вообще ни с кем не говорят о войне, а преподаватели и учителя беседуют о ней со своими подопечными менее чем в 5% случаев!

На этом фоне удивляет и радует, что 9,5% ответивших говорят о войне со своими сверстниками. Это не такой низкий процент, как кажется, тем более что именно обсуждение войны одногодками показывает высокую значимость и злободневность темы для данного поколения.

Как видно из ответов, абсолютное большинство участников опроса (60,5%) весьма скромно оценивают свои знания о войне, а может, даже неосознанно и необоснованно принижают их. Последнее объясняется их объективным пониманием того, насколько масштабным событием стала самая кровавая война в истории не только нашей Родины, но и всего человечества! То есть сколько бы ты ни знал о войне, этого все равно никогда не хватит, чтобы даже мысленно объять и вместить в свою память все ее события, подвиг каждого ее героя.

Таким образом, данный ответ весьма высоко характеризует всех, кто его выбрал, и свидетельствует об их активной гражданско-патриотической жизненной позиции.

В еще большей степени сказанное относится к 6,7% ответивших "нет", потому что за этим ответом стоит безапелляционная низкая оценка своего информационного багажа и, скорее всего, намерение пополнять его.

И пока такие люди составляют большинство нашего народа, его память о войне будет достойна миллионов, добывших Великую Победу ценой своих жизней и невиданных страданий.

На этом фоне те, кто самоуверенно заявляет о достаточности своих знаний (31,7%), являются либо самовлюбленными профанами, либо безучастными к судьбам Родины эгоистами, занятыми лишь собственными проблемами.

Меньше эти качества выражены у тех, кто понимает недостаточность своих знаний, но не стремится их пополнить. Это тоже говорит об их пассивной или даже антиобщественной гражданской позиции.

Понятно одно: если представителей двух последних категорий наших сограждан будет становиться все больше, то общественным институтам есть над чем еще работать.

Согласны ли вы с мнением, что "Великая Отечественная война была давно и мне это не интересно"?

По форме этот вопрос был одним из самых простых в анкете ученых, но при этом одним из важнейших для понимания нравственного состояния нашего общества. Формулировка же вопроса коварна тем, что его первая часть отражает объективную действительность – война и вправду была давно. А вот вторая его часть показывает, чем остается она в сознании ныне живущих?

Это оголенный нерв, который формирует память и совесть, чувство благодарности и сопричастности поколений, не знавших войну, с поколением победителей?

Или это ничего не значащий набор звуков, призрак, фантом, как какая-нибудь Пуническая война? Вы помните такую, переживаете по ее поводу?

Для поколений 60-70х годов, тоже не знавших войну, она тоже была уже историей, но еще живой – в рассказах дедушек и бабушек, отчасти – родителей, в бесконечных фильмах, книгах, спектаклях, песнях, обязательных и грандиозных праздниках…

Однако и годы лихолетья и беспамятства – 90-е, и интернетизация нынешних поколений, да быстро текущая река времени вообще за последние 15-20 лет превратили войну для родившихся в 90-2000-е в уже очень далекое прошлое. Она все больше перестает ими осязаться и превращается в некую виртуальную реальность, компьютерную игру…

Огромную разрушительную роль в этом, стирающую историческую память и ощущение реальности трагедии нашего народа и понимание величия его нравственного подвига, играют современные "киношки про войнушку" и компьютерные игрушки.

В них современные холеные супергерои в военной форме – поначалу американские, а теперь и наши – бездарно имитируют подлинные страдания, ужас и подвиги тех, кто действительно пропахал по-пластунски полЕвропы. Они отважно "подбивают" танки Вермахта и самолеты Люфтваффе, "гоняя" на нарисованных компьютерами танках и самолетах. Их снайперские пули во всех ракурсах замедленной "съемки" бесконечно и красиво "летят" точно в голову проклятого, но такого обаятельного "врага у ворот", и с каннибальским смаком разносят ее в мелкие кусочки!..

Еще "круче" самому стать таким "героем" и "мочить" фашистов из танка или самолета. Правда, многие сопливые геймеры (игруны, по-нашему) предпочитают нашим 34-ке, КВ и ИСам фашистские "тигры" и "пантеры", а нашим "якам" и "мигам" – "мессеры" и "фокеры".

Так, в чьей же армии и за какие нравственные ценности "воюют" эти будущие патриоты своей страны?..

Три процента колеблющихся, по результатам опроса, и считающих, что война уходит в безвозвратное прошлое, перестающих чувствовать свою связь с ней, это мало. К счастью, по опросу, пока вовсе нет тех, кто заявляет это уверенно. Но надолго ли сохранится такая ситуация? – пример Украины у нас перед глазами!

НАЗОВИТЕ ГЕРОЕВ И ПОЛКОВОДЦЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Данный вопрос на преследовал какую-либо скрытую цель исследования. Его задали в открытой форме, то есть без подсказок опрашиваемым вариантов ответов, и они могли назвать любое количество имен. Так ученые хотели выяснить, имена каких выдающихся участников войны остаются "на слуху", или, по-научному, – в активной памяти людей.

Безусловное первенство (71,4%) в сознании большинства населения вполне оправданно сохраняет Георгий Жуков – главный маршал Победы. На втором и третьем местах также по вполне понятным причинам идут Исса Плиев (40,4%) и Хаджиумар Мамсуров (39,1%), видные, но далеко не первые среди генералов войны, они – представители осетинского народа, и жителям Осетии рассказывают о них с младых ногтей.

По той же причине и сержант Петр Барбашов (14,2%) идет сразу за вторым маршалом Победы – Константином Рокоссовским (19%), намного опережая двух других выдающихся полководцев и маршалов Ивана Конева (9,5%) и Александра Василевского (4,2%).

Замкнули список трижды Герой Советского Союза, летчик Иван Кожедуб, Герои Советского Союза – Милитон Кантария, водрузивший Знамя Победы над рейхстагом, разведчик Григорий Сабанов и генерал армии Николай Ватутин. Их назвали чуть более 2% опрошенных.

Разумеется, более значимые исторические фигуры чаще попадают в фокус внимания отвечающих, а на остальных оно распределяется по остаточному и субъективному принципу – например, потому что кто-то живет на ул. Ватутина.

Но, пожалуй, самым удивительным и настораживающим в ответах оказалось отсутствие фамилии… тогдашнего руководителя страны, главнокомандующего, генералиссимуса, да к тому же нашего земляка – Иосифа Сталина! При всей противоречивости содеянного этим политическим лидером, его роль в достижении Победы была незаурядной и достойна места в нашей памяти.

Одним словом, данные опроса требуют не только более глубокого научного анализа, но и принятия по его результатам практических шагов в деле военно-патриотического воспитания.

Какие важнейшие события, сражения Великой Отечественной войны вы знаете?

Седьмой вопрос – на знание важнейших этапов Великой Отечественной войны – оказался весьма не простым для отвечавших. Как и в предыдущем вопросе – о героях войны – респондентам необходимо было без подсказок ученых вспомнить поворотные события битвы нашего народа с фашизмом.

Можно было назвать несколько сражений или этапов, поэтому проценты упоминания каждого из приведенных на диаграмме событий отражают частоту их названия отвечавшими. И по этой же причине их общая сумма превышает 100%.

Как видно, чаще всего респонденты называли битву под Москвой (25,8%), завершившуюся первым крупным контрнаступлением нашей армии (15,2%). На самом деле и оборонительные сражения за Москву, и контрнаступление вместе и составляют битву за Москву, но по какой-то причине значительная часть ответивших рассматривают эти две части целого как два самостоятельных события.

Следуя такой логике, эти респонденты должны были и Сталинградскую битву разделить на два события – на героическую оборону Волжской твердыни и на еще более масштабное, чем подмосковное контрнаступление. Однако, по всей вероятности, сталинградскую часть войны отвечавшие знают хуже, чем московскую, и поэтому привели лишь один ответ, но столь же частый, как и контрнаступление под Москвой.

На втором месте по упоминаемости – взятие Берлина (23,2%). Это вполне естественно, так как событие стало победоносной финальной точкой войны. Однако интересно, что для довольно многих (15,2%) одним из важнейших событий войны, таким же по значимости, как битва под Москвой, стало вступление нашей армии в Германию.

А интересно это тем, что историки не выделяют это событие войны как самостоятельное, но в сознании немалой части владикавказцев оно таковым почему-то стало, больше чем вдвое превысив упоминание о битве за наш родной Кавказ (7,1%).

Почему-то и относительно небольшой по численности жителей Севастополь, который героически держался 250 дней и ночей, но все-таки был оставлен, оказался нашим согражданам ближе, чем, скажем, непокоренный врагом Ленинград, державшийся 900 суток и потерявший от 1,5 до 2 млн жителей, не считая полумиллиона его защитников и освободителей! Севастополь назвали 4,7% человек, Ленинград – ни один!

Замыкают список непонятный ответ "начало наступления Красной Армии" (2,5%) – где, когда? – и капитуляция Германии (2,4%). Что касается последнего ответа, то действительно капитуляция была простой формальностью и уже почти ничего не решала в победоносно завершенной нами войне. Этим, по всей видимости, и объясняется столь низкое внимание ответивших к этому акту.

В целом же по результатам ответов на седьмой вопрос анкеты ученых предварительно можно сделать вывод о том, что наши сограждане все хуже знают историю войны и не понимают значимость отдельных ее эпизодов. Более полную картину, конечно, могло бы дать более глубокое исследование.

Какие реликвии хранит ваша семья?

Сегодня мы публикуем результаты ответов сразу на несколько вопросов анкеты, связанных общей темой – сохранением памяти о войне в семьях. Сначала ученые выясняли, знают ли опрашиваемые военную историю своей семьи, и получили очень важный результат.

Среди более четверти тысячи человек, включая самых молодых респондентов, не нашлось ни одного, кто бы не знал об участии своих родных в войне или не интересовался этим вопросом! Причем это касается не только родных по прямой линии, но и более дальних родственников.

Следующий вопрос можно считать и уточняющим, и проверочным по отношению к предыдущему, и вопросом-ловушкой, если хотите. Респонденты должны были ответить, есть ли в их семьях погибшие или пропавшие без вести на фронте?

Утвердительно ответили 57%, отрицательно – 30%, 13% ответили, что их родные не были на фронте, но ни один человек не ответил "не знаю". И это тоже очень важная для ученых, но еще больше – для страны, для всех россиян информация!

Следующие два вопроса не только уточняли, в каких формах хранится в семьях память о войне, но и то, насколько людям дорога эта память. Первый вопрос был более общим и просто выяснял, есть ли в семьях реликвии военных лет. Утвердительно на него ответили 43% опрошенных, отрицательно – почти столько же – 42%, а вот 15% ответили, что не знают.

К сожалению, последний ответ очень огорчает исследователей, тем более, что и давших его достаточно много. Получается, что в таком же количестве семей нет межпоколенного диалога, нет передачи крайне важной для гражданского, да и фамильного самосознания информации.

И все же, 85% наших соотечественников знают и чтят историю семьи и страны и на следующий вопрос ответили, что в их семье хранятся награды, вещи, документы, фотографии, письма…

Вещественные свидетельства участия в войне, тем более, проявления отваги и героизма – самые важные элементы воздействия на сознание человека и для сохранения памяти о событии, не считая рассказов их участников или семейных преданий. К сожалению, живых рассказчиков уже почти не осталось, в лучшем случае – рядом есть те, кто сам получил историю из первых рук и хочет передавать ее дальше…

Если говорить об этом блоке вопросов в целом, то складывается достаточно оптимистичная картина: подавляющая часть населения помнит о войне и участии в ней своих родных и бережно хранит эту память. И все же на этом фоне уже начинают звучать тревожные звоночки. А чтобы не допустить этого, ныне живущие должны приложить все силы к сохранению священной памяти!

Сегодня мы публикуем результаты ответов на очередной вопрос анкеты – об отношении опрашиваемых к современным оценкам событий Второй мировой войны и происходящего в наши дни.

С какими следующими утверждениями вы согласны?

Первой в анкете шла такая позиция: "Нападение Германии на СССР не было неожиданным". Отрицают это утверждение 57,6% опрошенных, считают его спорным, но допустимым – 18,2%, согласны с ним – 24,2%. Как видим, почти половина респондентов сегодня думают, что война была неизбежна и к ней готовились. В целом это полностью соответствует исторической правде, если не считать конкретную дату нападения Германии на СССР.

Следующая позиция звучала так: "Помощь фашистам ("Лесные братья", "Бандеровцы" и т.д.) можно оправдать борьбой против советского строя, сталинизма, за независимость стран Прибалтики, Украины и других частей СССР". Категорически против такого оправдания выступают 38,7% опрошенных, спорным считают это утверждение 32,2% и согласны с ним 29,1%.

Эта позиция обращается уже не к простому знанию фактов, а к идейной, жизненной позиции опрашиваемых. И что же мы видим? Пособников оккупантов нашей родины и фашистов по сути осуждают менее 2/5 опрошенных. Почти треть, колеблясь, все же допускает возможность их оправдания как "борцов за независимость" и еще почти столько же опрошенных внутренне уже сделали это!

Так стоит ли после этого удивляться сегодняшним факельным шествиям неонацистов-необандеровцев на самой Украине и в Прибалтике, если также думают 3/5 жителей нашей республики, потерявшей половину всех ушедших на войну с фашизмом?

Очень близок по смыслу к предыдущему и следующий тезис, активно внедряемый в сознание нынешних жителей Европы: "Освобождение Советской Армией стран Прибалтики и Восточной Европы было их оккупацией Советским Союзом". Отвергают его 77,4% опрошенных, это спорно для 13,6% и согласны – 9%.

Пока мы видим, что абсолютное большинство наших сограждан адекватно воспринимают освободительный подвиг советского народа, своих предков. Однако сомнение в этом живет в головах уже достаточно большого числа россиян, и к ним быстро приближаются по численности те, кто уже оказался в идеологическом плену у наших бывших врагов и нынешних противников.

Последним тестом на патриотизм стало высказывание: "Осквернение могил и снесение памятников советским воинам и полководцам в ряде стран – это декоммунизация (борьба с наследием СССР)". И вот, как прошли его наши сограждане. Неприемлемым это считают менее трети – 32,2%, спорным, но обсуждаемым – 19,3% и нормальным – 48,5%!

Комментарии, как говорится, излишни!

Было ли нападение Германии на СССР неожиданным?

Автор: Всеволод РЯЗАНОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2636

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика