[B]Сегодня наш мир невозможно представить без кино. Даже праздников, посвященных этому искусству, целых три: Международный день кино 28 декабря, День российского (советского) кино 27 августа и Международный день кинокамеры, который отмечается 13 февраля. [/B]
Поскольку за 125 лет кино обросло своей мифологией и даже фольклором, то в этом контексте предание о том, как в одну из бессонных ночей, 13 февраля 1895 года, Луи Люмьер (Огюст Люмьер, видимо, не страдал бессонницей) и придумал киноаппарат, будет вполне уместным. Один из основателей советской и мировой школы документалистики Дзига Вертов вообще одушевлял киноаппарат (фундаментальный "Киноглаз").
Поколений собственно кинокамер, снимавших на кинопленке, сменилось достаточно. Остановимся на отечественных киноаппаратах, которых у нас в Союзе кинематографистов Северной Осетии целая коллекция. Собрана она Председателем нашего союза Вячеславом Гулуевым. Достаточно приподнять каждую из них, особенно синхронную (звукозаписывающую), чтобы понять, почему девочек или вообще не брали, или брали неохотно на кинооператорский факультет ВГИКа.
Самое почетное место занимает ручная кинокамера КС-50Б, которой снята практически вся военная и послевоенная хроника, большая часть игровых фильмов до 50х годов. Этой камерой снимали военные кинооператоры, в том числе и Мансур Яхич Барбутлы, который до 80-х годов прошлого века работал начальником Пятигорского кинокорреспондентского пункта (корпункт) Северо-Кавказской студии кинохроники.
Собственно, фронтовики и стояли у истоков этой киностудии. Некоторые из них, закончив ВГИК, как Петр Финкельберг, Владимир Еремеев, прошли войну солдатами и только после 1945 года вернулись в профессию. В 1954 году Василий Константинов создал киносъемочный аппарат "Конвас-автомат" (название составлено из частей имени и фамилии конструктора), который превосходил все мировые аналоги, в том числе и знаменитый "Аррифлекс", созданный в Германии до второй мировой войны. "Конвас" отличался простотой, универсальностью, а главное – скоростью перезарядки пленки ( кассеты перезаряжались автоматически буквально за несколько секунд), что совершенно незаменимо в хроникальных, репортажных съемках. Практически, это как автомат Калашникова, только в кино. Этой камерой сняты большинство отечественных фильмов, ставших классикой советского и мирового кино.
Современные носители, к сожалению, не обладают качествами универсальности и вневременности, поколения новой техники меняются буквально ежегодно, а то и чаще. Но не о них речь. Всех кинооператоров, наших коллег, поздравляем с этим замечательным днем, великий респект им за то, что "КС"-ками, "одноглазками", "трехглазками" (по количеству объективов на камере), часто с опасностью для жизни, свидетельствовали время и человека в нем, за то, что общими усилиями ( кино – искусство коллективное) создали один из краеугольных камней культуры – мировое кино.