[B]– так считает доктор политических наук, заведующий кафедрой новой, новейшей истории и исторической политологии Борис КОЙБАЕВ. Он поделился с "СО" своим мнением о предложениях президента по дополнениям в Конституцию страны.[/B]
– Со времени принятия нынешней Конституции страны минуло более четверти века. Нельзя сказать, что главный законодательный документ страны за это время совершенно не менялся. Напротив, он претерпел десятки изменений, но они не носили такого масштабного и, я бы сказал, революционного характера, как предложенные президентом в его последнем ежегодном послании.
За почти три десятилетия с начала политико-экономических реформ в нашей стране произошло очень многое. Нынешняя Конституция сформировала принципиально иную модель государственного устройства, управления и общественных отношений, в отличие от советской. Но поскольку процесс совершенствования чего-либо бесконечен, то к настоящему моменту назрела необходимость отразить перемены и запросы общества и требования времени не просто в законах, а в фундаментальном правовом документе страны.
В первую очередь это усиление социальной роли и ответственности государства перед своими наименее защищенными гражданами.
Во-вторых, необходимость полнее отразить в механизмах управления своеобразие каждого региона – его экономическое, социальное развитие и национально-культурные аспекты.
В-третьих, это дальнейшее развитие гражданского общества и демократии.
В-четвертых, президент предлагает усовершенствовать механизм управления государственной машиной, сделав его, с одной стороны, более демократичным, с другой, более эффективным.
Каждое из этих требований времени является сверхзадачей, способ решения их предлагает президент. В первом случае – это закрепление социальных гарантий в Конституции. Во втором – повышение роли органов местного самоуправления и включения их в единую систему государственного управления. В третьем случае – повышение роли общественных организаций в управлении государством, в четвертом – изменение порядка формирования и смены правительства страны… и так далее.
Эти предложения настолько масштабны и глубоки, что президент посчитал необходимым принимать их даже не от имени народа – народными избранниками, то есть Федеральным Собранием, а самим народом – на всеобщем голосовании.
Если хотите, это можно назвать всенародным вече, значимость решений которого не меньше, чем принятие на таком же референдуме в 1993 г. самой Конституции.
Конечно, осмыслить все предложения президента очень непросто даже специалистам, не говоря уже о простых людях. И именно поэтому президент сделал и другие шаги – создал рабочую группу по доработке своих предложений и вынес их на всенародное обсуждение до референдума.