Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Вектор достижений

[B]О значимости достигнутых в республике результатов, задачах, об актуальности новых подходов к решаемым проблемам, требованиях, которые повышаются в регулировании различных направлений социально-экономической деятельности, – об этом поделился в интервью "СО" своими взглядами и оценками доктор экономических наук, профессор, депутат Парламента РСО–А Нох Хасанбиевич ТОКАЕВ.[/B]

– Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать динамику показателей состояния реального сектора экономики в нашей республике?

– Есть несколько слагаемых характеристик состояния реального сектора экономики республики, и их надо иметь в виду, если обращаться к проблематике показателей. Во-первых, сложившийся состав производств, выпускающих товарную продукцию. Таковых в республике к концу 2019 года было более 2 тысяч единиц. Потери таких производственных структур могут иметь место, и имеют, в силу различных причин. А если на их место не приходят другие, более передовые, тогда это отрицательно влияет на экономический рост, не говоря о его развитии. Во-вторых, надо иметь в виду не просто количество имеющихся производств, но создание и освоение новых видов продукции.

В реальном секторе экономики нашей республики это направление остается крайне актуальной задачей: за 2017–2019 годы в республике было освоено всего 29 видов новой товарной продукции, и это характеризует низкий уровень ее обновляемости. В то же время не расширяющаяся динамика показателей товарности в экономике республики замедлилась за указанный период, а это –положительная тенденция. Вместе с тем ее достигнутый уровень по объемам вызывает озабоченность. Нам нужен более динамичный рост товарности, производимой в реальном секторе экономики продукции, и тогда вероятность роста доходов будет возрастать вместе с ростом массы прибыли. Уместно знать, что реальный сектор экономики республики является базовой основой формирующихся доходов. Если снижаются такие доходы, то это становится равноценно той финансовой зависимости, которую республика будет приобретать от заимствования средств в форме кредитов, трансфертов и т. д.

Попытки или усилия изменить ситуацию за счет фискальных улучшений показателей имеют значительные ограничения, хотя и они необходимы и важны для республики.

Мне иногда приходится сомневаться в достоверности статистических показателей, характеризующих динамику экономического роста в республике (например, ВРП, его расчеты, досчеты, счеты – учтенные, неучтенные, реальные и нереальные (инфляционные), другие уточнения). К сожалению, неопределенностей бывает много, но есть и другая сторона понимания развивающихся процессов: республика находится в тренде наращивания собственных доходов. Происходит постепенное преодоление препятствий в процессе производственной деятельности, о чем докладывал в своем Послании глава республики В. З. Битаров 20 февраля текущего года. Акценты были сделаны как на промышленной, так и сельскохозяйственной проблематике развития экономики. Неопределенности развития этих отраслей экономики возникли не сиюминутно, но важность их осмысления в республике – несомненна и далее будет актуализироваться. Категорически не приемлю скептическое отношение к промышленному развитию республики.

– Республика принимает участие в 50 из 67 федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов. Сказывается ли это участие на процесс оздоровления социально-экономического сектора РСО–А?

– Считаю важнейшим достижением республики участие в указанном вами количестве федеральных проектов. Смысл не только в том, чтобы получать федеральное финансирование и "красиво жить". Реальность в том, что действительно возникла масштабная проблематика оздоровления социально-экономического сектора республики, ее городов, сел, поселений, учреждений, организаций, инфраструктурных коммуникаций. Скажу жестко: мы без федеральной помощи и поддержки с нарастающим итогом никак не можем обойтись в ближайшие годы, что учтено и в Законе "О стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия – Алания до 2030 года".

Налицо факт положительных усилий руководства республики в обеспечении разработок всех заявочных документов, которые представляются на рассмотрение в федеральные структуры власти. При этом не надо исключать и далее двух слагаемых таких усилий: аргументированное лоббирование проектов и их последующую нацеленность на конечные результаты.

За три последних года общая результативность оказалась даже выше ожидаемого. Что важно – созидательная изначально ориентированность всех проектов, которые получили одобрение и по которым имелось и имеется федеральное финансирование, с одновременным участием республики. В Послании главы республики приводилась цифра в 400 млн рублей, которые бюджет республики направил на софинансирование.

Могу отреагировать и так: в последующие годы наше участие в федеральных программах и проектах не должно замыкаться только на решении задач, связанных с социальными объектами. Подчеркну еще раз, что такая практика была и остается специфичной для последних лет (сильная запущенность этих объектов, их обустройство, оснащенность...). Теперь необходимы особые усилия в освоении производственных структур, но с научным обоснованием их места, значения, роли, функций, размещений, перспектив. Надо в большей мере освоить такие подходы к решаемым задачам на федеральном уровне.

– Возможно, вы можете пояснить, как правительству республики удалось за год снизить государственный долг с 9,1 млрд до 8,4 млрд рублей?

– Долги республики – это долги его бюджета. Весь спектр совершенствования бюджетной практики был направлен не только на исполнение растущих потребностей (а они ежегодно растут), но и одновременное снижение образовавшихся в прошлые периоды долгов.

Во-первых, правительство республики, а затем и парламент значительно больше внимания стали уделять причинам образования бюджетных долгов. Шире стала осуществляться практика раскрытия этих причин на основе источника.

Во-вторых, усилилась работа в направлении выяснения перехода задолженностей в долги. Это, в свою очередь, потребовало множества уточнений в обеспечении эффективного управления госдолгом. Стали учитываться не только требования федеральных органов власти (Минфина РФ), но и те из них, которые касались экономии бюджетных расходов.

Управление бюджетными долгами требует не только определенной осмотрительности, но и контроля над целевым распределением средств, их фактическим использованием. На 700 млн рублей бюджетные долги были уменьшены только в 2019 году, в том числе, за счет повышения обоснованности регулирования бюджетных параметров, лучшего уточнения прямого и обратного воздействия бюджета на экономическую практику, использования займов с меньшими расходами на их обслуживание. Применялись и другие ограничения в заимствовании очередных долгов. Без этих слагаемых едва ли можно было выстроить целесообразное и эффективное управление долгами бюджета.

Конечно, всегда есть общественная реакция на долги республики, но она меняется в лучшую сторону. Когда в 2017 году республика получила право на участие в реструктуризации бюджетных кредитов и сэкономила более одного миллиарда рублей – это был успех. С 2020 года республика обозначила постепенный переход на преодоление долговой зависимости, и к этому надо прилагать дополнительные усилия. При неоднократном обсуждении бюджета республики на 2020 год и последующие два года мною подчеркивалось, что параметры бюджета сбалансированы лучше, чем в предыдущие годы.

Конечно, важным является и то, кому какие средства предусмотрены в бюджете 2020 года и как бюджет в целом будет решать социально-экономические задачи.

Судя по определенности основных параметров бюджета на 2020 год, можно делать вывод: регулирующие аспекты бюджета усилены. Правительство, Министерство финансов республики усилили внимание к "отходу от предложений", к конкретизации решаемых задач, соизмеряя их с реальностями экономической целесообразности.

Что я имею в виду? Во-первых, проблематику развития бюджетной самостоятельности. Дело не в формальной профицитности бюджета республики, а в снижении уровня дотационности, в ее преодолении (как известно, республика взяла на себя такие обязательства до 2030 года).

Во-вторых, вопрос о проводимой республикой долговой политике. Она становится эффективной, но беспокоит ее переходящее качество. Сохраняющийся "долговой пресс" сильно влияет на исполнение бюджетных обязательств. Преодоление долговой зависимости, в нашем видении, влияет не только на устойчивость экономического роста, но и на увеличе ние реальных доходов населения республики.

Разумеется, без распределительной определенности расходных средств бюджет также не может состояться. Важна реальная уточненность необходимости выделяемых средств по конкретным статьям (речь идет о бюджетных назначениях). Главное – через бюджетные назначения не загонять очередной бюджет в тупик.

– В аппарате Полномочного представителя Президента РФ в СКФО официально отметили, что в рамках реализации нацпроектов столько объектов, как в Северной Осетии, в 2019 году не построено ни в одной республике округа. Вероятно, в их число входят объекты здравоохранения, школьного и дошкольного образования. Насколько новостройки, на ваш взгляд, социально значимы и актуальны на сегодняшний день для республики?

– Социальная сфера республики имеет свои усложненности многоаспектного характера. Посмотрите, сколько проблем возникло в последние годы в сфере здравоохранения. В Послании главы республики были приведены цифры: за последние пять лет уже построены и функционируют 24 объекта только в сфере здравоохранения, а еще предстоит построить и реконструировать 36. Масштабные изменения уже произошли в сфере образования.

"В Послании Главы республики были приведены цифры: за последние пять лет уже построено и функционируют 24 объекта только в сфере здравоохранения, а еще предстоит построить и реконструировать 36. Масштабные изменения уже произошли в сфере образования".

Развивать разветвленную сеть социальных объектов придется и дальше. И это никак нельзя отрицать. Скажу так: усилия, которые уже приложены, будут иметь долговременный социальный эффект, и это измеряемо не только в региональном разрезе, но и общегосударственном. Мы же, добиваясь таких результатов, обязаны думать о качестве. Реализуемые социальные результаты непосредственно сказываются на здоровье людей, на их мобильности. Проблемы состоят в том, чтобы построенные объекты, их начинка необходимым оборудованием и другими материальными условиями способны были системно и эффективно функционировать, а для таких целей потребуются дополнительные финансовые средства от республики. Это будет дорогое "удовольствие", и к этому надо быть готовыми. Речь идет о расходах на содержание объектов социального статуса и, конечно же, о кадрах, которые трудятся и будут трудиться в школах, больницах, поликлиниках, амбулаториях, детсадах, театрах, музеях и т. д.

Могу социальную проблематику конкретизировать и так. Например, в сфере здравоохранения надо так организовывать работу, чтобы повысилось качество лечения, его своевременность и на этой основе – доверие людей как к медицинским учреждениям, так и к каждому лечащему врачу. Позволю себе обобщить проблематику и так: в сфере здравоохранения надо уметь общаться с больными, слушать их внимательно, быть врачами более открытыми и руководствоваться принципом – делай качественно и безопасно свое дело…

– Жители республики возлагают большие надежды на возрождение туризма в Осетии при строительстве комплекса "Мамисон". Действительно ли проект предусматривает еще и создание 3 тысяч новых рабочих мест?

– Туризм и его развитие в республике, естественно, заслуживают особого внимания. Туризм необходим не только для зарабатывания доходов, но и создания привлекательности республики в целях развернутой инвестиционной практики, имея в виду не только сферу освоения туризма, а шире – отрасли экономики. Важно, что в связи с проектом "Мамисон" республика добилась на федеральном уровне создания особой экономической зоны. Это тоже может иметь распространение положительных воздействий на другие отрасли экономики, что исключительно важно.

Проект "Мамисон" масштабный не только по затратам (от 6 млрд рублей и выше), но и по характеру синергетического влияния на развитие инфраструктуры республики, ее экономику. Крайне важно довести проект до логического завершения в исполнении. Также необходимо сориентировать на его функционирование всю инфраструктуру: дороги, связь, аэропорты, вертолетные и транспортные площадки, строительный потенциал, сервис разного исполнения, кадровое обеспечение, продовольственное и т. д. Если так получится, тогда 3 тысячи рабочих мест будут задействованы. Я в этом убежден.

Решить все проблемы по туризму одним "Мамисоном" не удастся, но проект заслуживает всяческой поддержки. Уже сегодня через республику проходит один миллион туристов, а "Мамисон" в 5–6 раз может увеличить их поток. Я сторонник развития не только одного, пусть и масштабного проекта. Ресурсы должны быть задействованы и по другим объектам.

– Как вы оцениваете состояние сельского хозяйства, аграрно-промышленного потенциала республики? Есть ли реальные перспективы его развития в ближайшем будущем?

– Я уже затронул значимость развития сельского хозяйства. Нам эту отрасль экономики следует развивать и развивать, но не в том качестве, как это во многом происходит в последние годы. Что имеется в виду? Во-первых, оценка темпов роста продукции в агропромышленном комплексе: они высокие, но объясняемые "крупными победами" за счет сверхинтенсивного применения удобрений. Если аграрии избавятся от такого "насилия" над землями, тогда разумное и целесообразное начало восторжествует. Во-вторых, в землепользовании необходимо вводить более жесткие принципы спецрегулирования, которые за собой потянут не только изменения чрезмерных кукурузных ориентаций, но и освоение производства многих других сельхозкультур и разнообразного животноводства. Есть уже серьезные подвижки в освоении садоводства, строительстве фруктохранилищ, и это, несомненно, перспективное направление, если будет выполняться по законам аграрной науки.

Даже крайнее "вливание" денег в аграрный сектор (за три последних года финансирование сельского хозяйства выросло в 1,5 раза, а до 2024 года еще ожидается вложение 1 млрд рублей), в экономику землепользования республики само по себе не выведет результаты на ту необходимость, которую следует лучше знать и учитывать. В республике сформировался такой опыт землепользования, который требует серьезного переосмысления. Повторюсь, что приходится изучать вопросы экономики землепользования в других регионах РФ, в других странах. Что могу конкретно сказать? Например, относительно прилежные и по-восточному мудрые китайцы дали мне массу полезных знаний (два раза ездил и изучал эти вопросы в Китае) относительно спецрегулирования землепользования.

Во-первых, системно внедряется метод ограничений в использовании пахотных земель (с подходами дифференциации в выделении земель). Во-вторых, фермерство поощряется, но имеет место квотирование на продажу определенных культур. Разумеется, квотирование учитывает состояние рынка продукции и обоснованность закупочных цен для фермеров. Китайцы, по образцу и подобию Америки, стали использовать выдачу компенсаций для фермеров, если возникают колебания цен вниз, от установленных государством планов. В-третьих, есть приемлемый опыт специализации в кредитовании. В частности, имеются в виду особенности приобретения недвижимости, закупки сельхозинвентаря, семенного фонда и т. д.

Неспециализированные решения в кредитовании сельхозтоваропроизводителей, скажу так, способствуют формированию никудышных фермеров, способных, как показывает наш опыт, только заниматься кукурузой. Чрезмерное кукурузоводство в РСО–А, как известно, создает условия не для развития разнообразного агробизнеса, а для реализации узких интересов тех, кто этим занимается, в том числе, снижая их социальную ответственность.

" Смысл не только в том, чтобы получать федеральное финансирование и "красиво жить". Реальность в том, что действительно возникла масштабная проблематика оздоровления социально-экономического сектора республики, ее городов, сел, поселений, учреждений, организаций, инфраструктурных коммуникаций".

Есть сохранившиеся положительные факторы и условия, которые надо оживить. Мы обязаны предложить приемлемую для нынешнего состояния и перспектив развития регулятивную систему землепользования в республике. Специальные регулятивные нормы и правила должны предусмотреть:

– реальный учет всех земель по категориям и потенциалу экономических возможностей;

– ускоренное решение вопросов, которые касаются сформированности и достоверности договоров аренды землепользования;

– условия и целесообразность восстановительных процессов трудовых коллективов сельхозработников (критерии целесообразности и порядок должны быть установлены правительством республики в форме нового закона);

– дальнейшие параметры изменений арендной платы, налога на землю (более дифференцированный подход, чем в настоящее время).

Недопустимы невнятные решения вопросов землепользования типа "между здесь и среди там". Улучшенный экономический, финансовый и экологический результат – вот главенствующая основа, к которой необходимо приходить.

Модель землепользования надо менять экономически и только на такой основе также менять модель властных управленческих регулятивных системных решений в этой сфере.

– Что даст республике реализация инвестпроектов в рамках Программы развития СКФО?

– По инвестпроектам есть разного рода проблематика, но прежде следует отметить следующие моменты. Есть в республике определенные достижения в улучшении инвестклимата, и это бесспорно: они частично перечислялись в недавнем Послании главы республики. В 2019 году в экономику республики привлечено инвестиций в сумме 2,7 млрд рублей, а в текущем году ожидается 500 млн рублей. Инвестиции приходили и по программе строительства и реконструкции объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. Программа развития СКФО предусмотрела, что суммы инвестиционных вложений в РСО–А в 2019 году должны были составить более 500 млн рублей.

Новым Полпредом Президента РФ в СКФО Юрием Чайка продекларировано, что на Кавказе будет обновлена экономическая политика. Она будет ориентирована на снижение безработицы, создание новых бизнес-моделей, обеспечение гарантий стабильности бизнеса – от самозанятых до крупных предприятий. Полпред акцентирует: "Будем активно работать над привлечением инвесторов в регионы Северного Кавказа" (www.kp.ru).Такие акценты, как нам представляется, следует расценивать в качестве определенных установок как для государственных структур, так и частных инвесторов.

И здесь есть два аспекта, на которые мне хотелось бы обратить внимание. В первую очередь, необходимо исключить возможность незавершения инвестпроектов, и во вторую – усовершенствовать сам механизм отбора инвестпроектов.

Это сказывается на оценке перспективности осваиваемых инвестпроектов и на уточненности объективных возможностей инвесторов. Недопустима практика, когда проекты осваиваются, а через короткое время предприятия объявляют себя банкротами.

– Вы принимаете самое активное участие в еженедельных рабочих совещаниях, проводимых правительством республики, можете реально судить о работе руководства. Ваша оценка?

– Вспоминаю, что в начале работы нынешнего руководства республики имело место тревожное восприятие всего. Однако надо было выходить из создавшейся ситуации, и для этого организовывались различные советы и комиссии. Они были призваны помогать главе республики и правительству в налаживании системных и в достаточной степени обоснованных решений и задач социально-экономического развития республики. Сегодня я могу подтвердить правильность выбранных подходов и их полезность по многим направлениям.

Не могу судить обо всех нюансах работы правительства, но в главных вопросах его деятельности наблюдается значительное улучшение конкретно решаемых задач. Участвуя в работе двух правительственных комиссий, могу подтвердить аналитичность обсуждаемых вопросов, определенную последовательность их рассмотрения, жесткость предъявляемых требований к исполнителям различных решений, исключение необоснованных обещаний.

Председатель правительства Т. Р. Тускаев считает нормой и приветствует, когда на совещаниях рабочих комиссий (например, по здравоохранению и топливной энергетике) высказываются экспертные мнения, взгляды и особенно – аналитические оценки. Это, действительно, чрезвычайно важно не только для непосредственного качественного и делового обсуждения сложных вопросов, но и последующего принятия решений Правительством.

Есть ряд проблем, на которые я обязан сделать дополнительные акценты, имея в виду дальнейшую работу правительства республики.

Мне бы хотелось, чтобы было усилено внимание к реализации нацпроектов. Их надо более детально анализировать, оценивать и направлять сконцентрированно в русло приумножения экономического потенциала республики. Это сложно, но крайне важно. Нам всем надо больше внимания уделить условиям Соглашений о реализации региональных проектов с детализацией их целевых показателей. Надо с ними уметь соотносить и целевые показатели, а также спланированные результаты федеральных проектов.

В текущем году значительно обострится задача статистического наблюдения за целями нацпроектов: вопрос об отслеживании динамики целей в реализации. Это усилит необходимость определения и фиксирования конкретных показателей. Безусловно, надо быть подготовленными по срокам проведения организационных мероприятий относительно каждого нацпроекта.

Особое внимание я бы обратил и на вопросы корректировок программных документов в республике, что может обусловливаться изменениями по федеральным нацпроектам. Не исключаю необходимости создания специальной комиссии правительства по рассмотрению нацпроектов с привлечением в нее депутатов парламента, представителей местных органов власти республики и экспертного сообщества.

Крайне важно не допустить, чтобы финансирование значительных средств по нацпроектам воспринималось в легком варианте. Полноценность их реализации состоит (будет состоять) в продвинутости как текущих задач, так и стратегических. Финансовые эффекты реализации нацпроектов могут быть различными в зависимости от экономии финансовых средств (вопросы касаются совершенствования механизма задействованности финансовых средств в реализации различных проектов и подпроектов). Необходимо помнить, что экономическая эффективность реализуемых проектов определяется конечными результатами, полученными от их завершенного исполнения. Экономия на спланированных финансовых средствах будет оправданной только в том случае, если конечные экономические и социальные результаты в полной мере будут соответствовать ключевым утвержденным показателям.

Автор: Отдел экономики «СО»

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1195

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика