Роман в стихах "Зейнап" осетинского писателя Казбека Торчинова – произведение эпическое по своему размаху и охвату временного интервала, в течение которого разворачиваются события, описанные в нем.
Книга читается легко и с интересом. Мастерски выстроенный сюжет своими неожиданными поворотами, напряженностью действия, динамикой развития и интригующей непредсказуемостью финала держит читателя в струе повествования не хуже, чем самый остросюжетный детектив. При этом автор преднамеренно не указывает название города, в котором происходит основная часть действия романа. Но, хотя читатель не может определить место происходящих событий, он точно знает, что описывается в романе именно Кавказ.
Главных сюжетных линий в повествовании две: первая – эта история любви и жизни центральных героев романа – Султана и Зейнап; вторая линия – история распада великой страны в контексте судеб отдельно взятых, конкретных людей.
Молодой, но уже женатый, перспективный врач Султан, с первой же, случайной встречи без ума влюбляется в скромную, выросшую без отца горянку Зейнап, выпускницу юрфака. Влюбляется и Зейнап в Султана. Безрассудство любви буквально ослепляет героев. Султан, обремененный семьей, и Зейнап, в нарушение строгих кавказских обычаев и норм общепринятой в традиционном обществе морали, целиком отдаются своей страсти. В итоге Зейнап понимает, что ждет ребенка…
Казалось бы, уже одного этого вполне достаточно, чтобы на такой эмоциональной волне продолжить дальнейшее повествование. Но жизнь действующих лиц эпопеи неотделима от жизни общества, и действительность вносит грозные коррективы в судьбу героев.
Среди яростных вихрей безвременья, когда рушится привычный миропорядок и сама жизнь человеческая кажется ценностью весьма относительной, Султан и Зейнап живут и действуют, твердо зная, что не все в этом мире относительно. Они убеждены: чтобы оставаться человеком, в высоком смысле этого слова, в эпоху обнажения социальных и нравственных язв общества, нужно уметь жертвовать своим личным благополучием во имя общих, базовых и безусловных истин, на которых испокон веку зиждется та сторона сущности человека, которая и делает его венцом творения.
Нечеловеческие испытания выпадают на долю главных героев романа, в том числе и смертельное противостояние отца с собственным сыном, пораженным культом эгоизма. Это кульминация романа, точка наивысшего напряжения.
Столкновение отца и сына в смертельной схватке – это еще и метафора столкновения морали коллективизма и общества справедливости с беспринципным индивидуализмом общества потребления.
Казбек Торчинов не боится называть вещи своими именами, беспощадно обнажая фарисейским двуличием задрапированную действительность. Он не только бьет в набат, предупреждая нас об опасности забвения совести и чести, но показывает и пути к оздоровлению общества.
Что же касается чисто художественных достоинств романа, то, в первую очередь, следует отметить соответствие, гармонию его формы и содержания. Автор поставил перед собой невероятно сложную задачу: пушкинским размером, "онегинской строфой", предполагающей певучую, плавную мелодику стиха, передать реалии сегодняшнего, разорванного и какафонического мира. И, в основном, это ему удается, хотя местами бросается в глаза излишнее пристрастие к декларативности и публицистичности в чрезмерно затянутых политических манифестациях, которые утяжеляют конструкцию романа во второй части и в функциональном отношении скорее мешают, чем помогают раскрытию художественного замысла.
В романе К. Торчинова "Зейнап", чуть ли не впервые в истории современной осетинской литературы, предпринята попытка художественного осмысления духовно-нравственных и материальных последствий распада великой страны. Одним из достоинств романа, на мой взгляд, является соотнесенность языка, образов и сюжетных линий с мощной культурной традицией осетинского народа, его семантическая близость к эпосу о нартах, с его культом мужества, героизма и идеалом справедливости, как основы жизнеустройства народов Кавказа.