Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Междисциплинарность – залог успеха

Поддержать команды педагогов и сформировать сообщество учителей будущего – амбициозные, но, как оказалось, вполне решаемые задачи поставили перед собой инициаторы всероссийского конкурса "Учитель будущего". Это новая траектория развития как для системы образования нашей страны, так и для учителей, поэтому успешность движения зависит от желания участников добиться высоких результатов. И, как рассказал "СО" руководитель проекта "Учитель будущего" Андрей Богданцев, победа в состязании – лишь один из них.

- Ставя перед собой цели, мы исходим из того, что для совершения прорывов в системе образования, необходима именно командная работа. Потому что именно благодаря команде учителей формируется целостная картина мира у учащихся, и конкурс является наглядной иллюстрацией того, каким образом учительская команда может работать в школе.

"Учитель будущего" является одним из флагманских проектов президентской платформы "Россия – страна возможностей". Чтобы претендовать на такое прогрессивное звание, педагоги сначала принимали участие в заочном этапе, который состоял из трех тестирований: предметное, на знание своего предмета, второй – на знание возрастной психологии и педагогики, и третий – на знание норм русского языка, культуры речи и функциональной грамотности. По результатам теста был сформирован рейтинг учителей, лидеров которого и пригласили для участия в окружных полуфиналах.

- А в чем специфика заданий для очных этапов?

- Здесь нам предстояло оценить конкурсантов на предметные компетенции, на те универсальные компетенции, которые нужны каждому педагогу. Нам важно умение работать в команде, умение вести диалог с участниками образовательного процесса, которыми сейчас являются не только учителя и ученики, но и родители. Вторую оценку, которую проводим со стороны экспертного сообщества – представителей высшей школы, общественных организаций, профессионального сообщества – это оценка тех решений, которые были сформированы конкурсантами во время работы. Например, форматы квестов, настольных игр, новые форматы лабораторных исследований. Финалистов ждет 3 испытания – междисциплинарный урок, воспитательное мероприятие и презентации своего профессионального опыта. Всего будет 30 команд победителей, а это 90 учителей. И все они получат возможность в течение следующего учебного года пройти обучение на базе образовательного центра АНО "Россия – страна возможностей" "Сенеж", а также возможность пройти зарубежную стажировку. Нам очень важны именно эти стажировки, ведь чтобы выполнить поставленную Президентом РФ задачу – войти в топ 10-стран по качеству образования, учителя должны погрузиться в систему передового опыта, и увидеть то, какие формы сейчас применяются в странах-лидерах образования.

Как отметил Андрей Богданцев, опыт первого сезона конкурса будет применяться для дальнейшего развития проекта: на следующий год планируется расширить состав участников и пригласить команды студентов педагогических вузов. Кроме того, по словам руководителя проекта, участие и победа в "Учителях будущего" является основой для дополнительных баллов к аттестации педагогов.

- Раз командообразующая составляющая является приоритетной, можем ли мы говорить о появлении профессиональных сообществ учителей будущего?

- Мы смотрим не столько на сообщества учителей отдельных предметов, нам интересна возможность сформировать межпредметное профессиональное сообщество: чтобы учителя могли обмениваться опытом не в привязке исключительно к преподаваемой ими дисциплине. И мы действительно рассчитываем, что такое сообщество появится! Победители конкурса "Лидеры России" создали клуб "Эльбрус" и мы надеемся, что по аналогии среди победителей "Учитель будущего" тоже будет сформирован такой клуб, и его участники будут создавать события для школьников, для учителей, будут обмениваться опытом, - по сути, выступать драйверами в системе образования.

- Мы не можем сегодня никакие профессиональные состязания педагогов рассматривать вне нацпроекта "Образование", тем более, что конкурс реализуется в рамках федерального проекта "Социальный лифты для каждого". Какие глобальные задачи, помимо своих внутренних, в связи с этим вы решаете?

- Не случайно наш конкурс является одноименным с федеральным проектом "Учитель будущего", потому что по сути он решает одновременно две задачи. С одной стороны, да, он создает социальные лифты: как вертикальные – уверен, что среди победителей будут те, кто будет развиваться как управленцы в школах, так и горизонтальные – в рамках национальной системы учительского роста кто-то станет методистом, кому-то это позволит показать свои передовые методики. А со стороны федерального проекта "Учитель будущего" поставлена вторая задача: непрерывного профессионального роста, совершенствования профмастерства. И в нашем конкурсе заложена именно эта идея. Ведь все участники, вне зависимости от результата заочного тестирования, получили на год доступ к электронной библиотеке, к вебинарам и к дистанционным образовательным событиям, которые реализуются на платформе. Все участники очных этапов впоследствии получают возможность пообщаться с экспертами системы образования, послушать лекции. К тому же, все очные испытания – это по факту педагогические технологии, которые можно применять на практике в школе.

- Для участников конкурса не было возрастных ограничений. Но когда мы говорим об учителях будущего, то подсознательно делаем ставку на молодых педагогов, которые станут новаторами, или же абсолютно не привязываемся к стажу в профессии?

- Для нас понятие молодого педагога очень неоднозначно. Что называется "молодостью" в системе образования? Молодой педагог – это тот, который может говорить с ребятами на одном языке, и неважно в каком возрасте он находится. Да, когда мы проектировали конкурс, во многом целились на молодых педагогов в возрасте до 35 лет, но по факту оказалось, что ядро участников – это педагоги от 35 и до 50 лет. Прошедшие полуфиналы показывают, что порядка трети участников – это все молодые педагоги, и они как правило получают возможность пройти в финал. Но самыми ценными становятся команды, в которых представлены участники разных возрастов. Во многом же школа похожа на семью, где представлены разные поколения, и самая эффективная модель та, где есть и молодые учителя, и средний возраст, и педагоги с большим стажем работы.

- Сегодня интерес у учеников вызывают лишь те предметы, которые им предстоит сдавать во время ЕГЭ, хотя школа все еще остается метом общего образования. Может ли конкурс стать мотиватором для педагогов, чтобы изменить методику преподавания и увлечь школьников не только "нужными" дисциплинами?

- Действительно, проблема такая есть. Но конкурс как раз направлен на то, чтобы показать междисциплинарность. Пример: ребенок изучает русский язык в школе не для того, чтобы писать правильно только на русском языке и литературе, а для того, чтобы писать на всех предметах. И такая связь устанавливается и между физикой и математикой, и между математикой и литературой. На мой взгляд, при командной работе учителя вне зависимости от того, какой предмет является профильным пи поступлении, всегда можно заинтересовать ребенка еще несколькими предметами. И конкурс призван проиллюстрировать этот формат работы.

- Среди масштабных задач, которые стоят перед системой образования, это повышение престижа профессии учителя. Способен ли в ее решении помочь проект "Учитель будущего"?

- Не сам конкурс, а все, что проходит вокруг него. Мы видим активность учителей в социальных сетях, по итогам каждого полуфинала снимаем 5 роликов для соцсетей о командах, стараемся найти интересные команды и рассказать о них… И то, что мы сейчас наблюдаем и со стороны СМИ, и со стороны общества, говорит о том, что есть интерес к позитивному образу учителя, к тому, какие современные учителя работают в школах.

- До недавнего времени основной конкурсной площадкой для педагогов был конкурс "Учитель года России". Помимо командности, какие критерии оценивания учителей еще отличают данный проект?

- "Учитель года" - это индивидуальный конкурс и там другие подходы, оценивается непосредственно работа, урок, презентация опыта. Здесь нам важна именно

командная работа, нам интересно показать взаимосвязь нескольких предметов, различных подходов к системе образования. "Учитель года" – это педагогический олимп, а мы осознанно отказались от абсолютного победителя, у нас 30 команд победителей, и охват участия заочного этапа практически 40 тысяч учителей.

Кроме того, конкурс "Учитель будущего", как проект, направленный на профессиональное развитие каждого педагога, позволяет участникам получить обратную индивидуальную связь от экспертов и модераторов. "Мы не ставим задачу составления рейтинга учителей и регионов, - добавил в заключении Андрей Богданцев. – Мы проанализируем результаты тестирования, ключевые ошибки, и дадим отчет, где будут прописаны те дефициты, которые были выявлены в результате тестирования. И сразу же педагоги получают возможность восполнить их через образовательные возможности нашего сайта".

Автор: Мадина МАКОЕВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 4192

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика