Екатерина Попова, Элона Битарова и Юлия Чепенко – преподаватели начальных классов. Их трио было в числе 12 команд, представляющих Северную Осетию на очном этапе проекта. За три дня профессиональных состязаний, которые проходили в г. Грозном, молодым педагогам вместе с коллегами удалось пополнить багаж знаний, завести полезные знакомства и испробовать на себе различные формы конкурсных испытаний. Да, девушки не вошли в список финалистов, но преимущество данной площадки в том, что здесь нет проигравших – это неоднократно подчеркивал и руководитель "Учителя будущего" Андрей Богданцев. Ведь конкурс – не только один из флагманских проектов президентской платформы "Россия – страна возможностей", но при этом еще и является одним из пунктов исполнения нацпроекта "Образование", тем самым решая определенные задачи.
"Неслучайно наш конкурс является одноименным с федеральным проектом "Учитель будущего", потому что, по сути, он решает две задачи. С одной стороны, реализуясь в рамках федерального проекта "Социальные лифты для каждого", он создает эти самые лифты. Как вертикальные – уверен, что среди победителей будут те, кто будет развиваться как управленцы в школах, так и горизонтальные – в рамках национальной системы учительского роста кто-то станет методистом, кому-то это позволит показать свои передовые методики, – поясняет руководитель. – А со стороны федерального проекта "Учитель будущего" поставлена задача непрерывного профессионального роста, совершенствования профмастерства. И в нашем конкурсе заложена именно эта идея. Ведь все участники, вне зависимости от результата заочного тестирования, получили на год доступ к электронной библиотеке, к вебинарам и к дистанционным образовательным событиям, которые реализуются на платформе. Все участники очных этапов впоследствии получают возможность пообщаться с экспертами системы образования, послушать лекции. К тому же, все очные испытания – это по факту педагогические технологии, которые можно применять на практике в школе".
К слову, именно для конкурса "Учитель будущего" был разработан и необычный формат дискуссий "Дебаты 2.0" – командные дебаты, в ходе которых участникам предстояло обозначить свои позиции по ряду вопросов, связанных с системой образования, аргументировать их и доказать состоятельность доводов. Также учителя попробовали свои силы в методическом конструкторе и кейс-игре.
Полезным бонусом для конкурсантов стали образовательные лекции и мастер-классы. Так, к примеру, во второй день перед участниками с лекцией на тему "Учитель школы равных возможностей" выступил директор Центра общего и дополнительного образования Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий. Он отметил, что учителя должны и могут помочь каждому ребенку стать успешным, получить качественное образование вне зависимости от того, в какой семье они родились: "Учитель будущего, исходя из фокуса внимания моей лекции, должен демонстрировать высокие ожидания по отношению к ребенку, верить в возможность каждого быть успешным. Также он должен предоставлять обратную связь, поддерживать ребенка на каждом шаге его развития, помогать ему увидеть свои возможности".
Окружной полуфинал СКФО стал уже пятым среди аналогичных этапов, которые проходят и в других субъектах России. Приглашение на него по итогам дистанционного тестирования получили 52 команды из 6 регионов Северо-Кавказского федерального округа. В результате трех дней оценочных мероприятий в финал прошли 13 команд, показавшие наиболее высокий результат.
"Когда назвали нашу команду, ощущения были непередаваемые! Я даже растерялась, но было очень приятно. Я получила огромное удовольствие от общения с коллегами. Такие "звездочки" с нами работали, по-другому и назвать их не могу: и молодые, и опытные", – у учителя начальной школы Залины Агузаровой масса эмоций. Вместе с коллегами – преподавателем географии Виталием Догузовым и педагогом начальных классов Татьяной Шиловской – она представляла команду владикавказской школы № 47. "Наш секрет – это, во-первых, сплоченность, и, во-вторых, очень повезло с командами из других регионов, с которыми вместе пришлось работать над заданиями. Мы познакомились с замечательными людьми, и они внесли большой вклад в общий успех и нашу победу. За это всем им очень-очень благодарны!" – по мнению Виталия Догузова, главное для победы в конкурсе – это слаженная работа, так что теперь педагогам нужно будет продемонстрировать ее и в финале.
Вместе со школой № 47 в общий список финалистов, в котором 100 команд, также вошли СОШ № 8 г. Моздока (Каринэ Кухужева, Наталья Балкарова и Ольга Литовская) и Центр дистанционного образования детей-инвалидов школы г. Беслана (Наталья Газзаева, Вера Бичинова, Замира Дзгоева). Кроме того, владикавказская школа №3 им. С. Корневой получила специальный приз от "Яндекс. Учебник" – методические разработки этой команды будут представлены в профессиональных онлайн-тренингах и вебинарах. А для всех победителей полуфинала в СКФО партнер конкурса – издательство "Русское слово" – подготовил подарки: каждый учитель получил сертификат на бесплатное обучение (курсы повышения квалификации 36 часов) по программе, которую он выберет самостоятельно, а также сертификат на получение бесплатной лицензии на использование любого учебника в электронной форме на выбор.
Теперь финалистам предстоят 3 новых испытания – междисциплинарный урок, воспитательное мероприятие и презентации своего профессионального опыта. "Всего будет 30 команд-победителей, а это 90 учителей, – рассказал Андрей Богданцев, добавляя, что на заочном этапе конкурс охватил свыше 40 тысяч педагогов по всей стране. – Победителей ждет заграничная поездка на стажировку и специальные образовательные события Мастерской управления "Сенеж". Кроме того, команды-победители также получат в наставники известных популяризаторов науки, руководителей и методистов ведущих образовательных учреждений России".
Стоит сказать, что все педагоги уверены, что их коллегам непременно стоит принять участие в новом сезоне проекта: получить опыт, обратную связь, познакомиться с единомышленниками – все то, что мотивирует учителей на дальнейший рост, конечно же, во благо детей. К тому же, именно площадка "Учитель будущего" позволяет развить такое важное в современной системе образования качество, как междисциплинарность. Из этого взаимодействия педагогов и складывается командная работа, которая лежит сегодня в основе эффективной модели школы. Только коллектив, мыслящий и работающий в одном направлении, способен достичь высоких результатов как в образовании учеников, так и в их воспитании.