[B]Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье. [/B]
Она была известна с древних времен как Дарьяльский проход одного из вариантов Великого шелкового пути между странами Ближнего Востока и Европы. Сейчас это федеральная автодорога под номером А161 от Владикавказа до Тбилиси длиной 208 километров. Она проходит по сложной горной территории, на которой периодически происходят опасные природные процессы (снежные лавины, селевые потоки, каменно-ледовые обвалы ледника Девдорак и другие). Так, 17 мая 2014 года каменно-ледовая лавина с этого ледника завалила Военно-Грузинскую дорогу на протяжении около 500 метров. Под завал попало несколько автомашин, погибли люди. А в ночь с 20 на 21 августа с отложений каменно-ледовой лавины в Девдоракском ущелье из-за сильного дождя на Военно-Грузинскую дорогу сошел мощный селевый поток, унесший человеческие жизни.
Недавно, проезжая по Военно-Грузинской дороге, я обратил внимание на придорожный склон, на котором скальный блок с ярко выраженной огромной трещиной заметно наклонен в сторону автодороги. А доломитизированные известняки, образующие эти скалы, не отличаются высокой прочностью. Участок автодороги, где может произойти обвал, находится на 4-м километре Военно-Грузинской дороги за 2-м Редантом, возле святого места Уастырджийы кувёндон. Предполагаемый объем зависшей массы – около 130 кубометров, вес – около 400 тонн! Если такой обвал произойдет, то зона возможного поражения дороги будет примерно 80 м.
Как не допустить катастрофу и ликвидировать нависающую часть скалы? Один способ – спилить ее, как это делали недавно в Геналдонском ущелье при заготовке облицовочного камня, тросовыми пилами фирмы "Доломит". Другой – привлечь специалистов промышленного альпинизма для проведения взрывных работ, которые должны быть организованы дорожной службой.