[B]Руководство страны и республики делает максимально возможное, чтобы коронавирус задел как можно меньше людей, предпринимая для этого беспрецедентные меры, а от населения требуется одно – находиться дома, с семьей, поменьше контактируя с другими людьми. В условиях ограниченной свободы у некоторых появляется чувство неудовлетворенности, тревоги, не исключены домашние "разборки", где "крайними" могут оказаться дети.[/B]
В настоящее время психологи пристальное внимание уделяют изучению таких неблагоприятных явлений для развития личности, как лишение ребенка нормальных родительских чувств, любви, ощущение им покинутости близкими. К тому же нередки, к сожалению, и коллизии в школе, вызывающие отрицательные эмоциональные переживания и негативное отношение некоторой части школьников к обучению и педагогам.
Эти два фактора являются катализатором неблагополучного психологического состояния детей и подростков. Если разрушены эмоциональные отношения между детьми и родителями, наблюдается дефицит социально ценного комфортного взаимодействия, создается психологическая ситуация, при которой дети оказываются вне сферы положительного влияния, то это всегда во всех обществах чревато последствиями, так как неизменно происходит моральное отчуждение детей от родителей, семейных традиций, истории фамилии. Следовательно, безотлагательная задача, стоящая перед родителями, там, где уже появились симптомы такого отчуждения – срочно принимать меры. Я обращаюсь к родителям, потому что именно они ответственны за морально-психологический климат в семье, гармоничное психологическое благополучие детей.
Из напряженной социальной и морально-психологической ситуации, когда пандемия заставила всех сидеть в четырех стенах, можно извлечь максимальную пользу, во-первых, для развития познавательной активности детей, во-вторых, для сплочения семьи, укрепления ее устоев, наведения мостов между старшими и младшими, что всегда ценилось в нашей традиционной культуре. Говоря о познавательной активности учащихся, обращаем внимание на то, что в дошкольном детстве ведущей деятельностью ребенка является игра, а с поступлением в школу ее заменяет учебная деятельность. Но уровень познавательной активности что в дошкольном детстве, что в период обучения в школе напрямую связан с общением с окружающими людьми, прежде всего – со взрослыми, отношения с которыми опосредуют отношения ребенка со всем остальным миром, и родители должны это четко себе представлять.
Такая работа должна проводиться дифференцированно с учетом характера взаимоотношений, сложившихся в каждой конкретной семье, и типа воспитания. Желательно, чтобы этот тип воспитания был свободным, демократическим, субъект-субъектным, поменьше авторитаризма и диктата. Основное направление во взаимодействии с детьми – систематическое включение их в разнообразную семейно-полезную деятельность. Родители должны понимать, что подросток взрослеет в труде и как можно раньше должен приобщаться к делам семьи, занимать в ней свое значимое место, утверждать себя как личность, формировать самосознание и социальную и личностную активность.
Пандемия пройдет, а наши заботы, взаимоотношения с близкими, особенно с детьми, всегда будут актуальными. И чтобы очаг семьи горел взаимоуважением и любовью, все ее члены и родители в первую очередь должны подкладывать "дрова"...