[B]У таджиков, объединенных в нашей республике в рядах СОРОО "Таджикская диаспора "Памир", Навруз, как и у других народов Средней Азии – один из самых любимых календарных праздников. "Привязанный" к весеннему равноденствию и отмечающийся 20-21 марта, он не просто знаменует собой начало астрономической весны. В переводе с древнеперсидского название этого праздника означает "новый день". А осмысливался он как поворотная веха года, когда свет, тепло и сама жизнь торжествуют победу над силами тьмы и холода.[/B]
Прославленные средневековые мыслители, ученые и поэты Востока – Абурайхан Бируни, Омар Хайям (один из чьих трактатов так и называется – "Наврузнаме" – "Книга о Наврузе"), Фирдоуси – связывали появление обычая отмечать Навруз с мифическим иранским царем из династии Пешдодов – Джамшедом. При Сасанидах, в III-VII вв., Навруз был в Иране официальным новогодним праздником. Не ушла из обихода иранских и среднеазиатских народов традиция его весело и пышно праздновать и после принятия ими ислама. "Официальным Новым годом Навруз считался до 1868-1870 гг. и в Средней Азии, где, в зависимости от начала весенних полевых работ, он отмечался в разных регионах края с небольшим различием по срокам", - пишет советский этнограф Ж. Исомитдинов. Народные гулянья, ярмарки, скачки, состязания борцов – курашгири, выступления музыкантов, певцов, фокусников, канатоходцев-дорбозов, скоморохов-масхарабозов – это непременные атрибуты Навруза и у таджиков.
А предшествует Наврузу в Таджикистане и плавно "перетекает" в него весенний праздник подснежника – цветка, который, как и тюльпан, считается у таджиков символом красоты и любви (тюльпану, к слову, у них посвящен отдельный летний праздник – Сайри лола). В Согдийской области этот праздник именуется Бойчечак (что и значит по-таджикски "подснежник"), на Памире – Гулгардони, на юге Таджикистана – Гули сияхгуш. И особенно любим он детворой.
"Первый из ребятишек, нашедший пробившиеся из-под снега подснежники, считается большим везунчиком. Вслед за ним в холмы и горы бежит вся сельская ребятня, чтобы сорвать подснежники и раздать их своим матерям, сестрам, соседкам, учителям – всем женщинам села – как символ возрождающейся жизни, молодости, красоты, – читаем у Ж. Исомитдинова. – Женщины прикладывают цветы к глазам и благодарят Бога за то, что дожили до весны, а детвору угощают сластями, выпечкой и фруктами. Обычно ребята, собрав подснежники, с песнями раздают их по домам в своих кварталах, как бы разнося весть о приходе весны. Эту традицию в народе называют "гулгардони". Все сласти, фрукты и печенье дети делят поровну. В некоторых местах устраивают праздничный дастархан и специально готовят плов, который называется "оши бойчечак".