[B]Председатель правления Северо-Осетинского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российский Союз промышленников и предпринимателей", генеральный директор ОАО "Одежда", заместитель председателя Общественной палаты республики Юрий БИРАГОВ – о главных вехах становления североосетинского парламентаризма.[/B]
– Юрий Григорьевич, вы трижды избирались депутатом Верховного Совета республики. С 1990 года являлись первым заместителем председателя, а в 1994–1995 годах – Председателем Верховного Совета Северной Осетии. Парламент республики стал преемником традиций Верховного Совета. В каких условиях начинали работу депутаты первого созыва?
– Верховный Совет Северной Осетии 90-х годов действительно был властью Советов, если можно так сказать. Напомню, в то время во главе всех регионов Российской Федерации стояли председатели Верховного Совета. Советы народных депутатов тех лет приняли на себя достаточно серьезные задачи, которые нужно было решать. К примеру, можно вспомнить острый вопрос разделения имущества на федеральное, региональное и муниципальное. Тогда уже обозначилась качественно другая ответственность самого законодательного органа власти за принимаемые решения.
В 1994 году в соответствии с ранее принятыми Верховным Советом республики законами был избран Президент Республики Северная Осетия – Алания. Естественно, введение института президентской власти вызывало необходимость изменения форм и содержания и других институтов власти и управления. В этом же году была принята Конституция РСО–А, законы о Парламенте, о выборах депутатов парламента и целый ряд других, касающихся государственного строительства.
Таким образом, мы вошли в процесс изменения власти и подготовили всю необходимую нормативно-правовую основу. Я не зря начал говорить о Верховном Совете, который к тому времени уже стал полноправным законодательным органом, и парламент именно в этом контексте стал преемником Верховного Совета. Первостепенными задачами были разработка, принятие и контроль исполнения бюджета и законодательных актов, в которых в то время нуждалась республика. Многие вопросы на тот момент были для нас новыми. К примеру, проблемы статуса беженцев и вынужденных переселенцев – ведь до этого времени в нашей стране в целом не сталкивались с этим. Северная Осетия тысячами принимала вынужденных переселенцев. И эта ситуация требовала определенных мер, над которыми и начали работать в парламенте. Могу уверенно сказать: парламент, как законотворческий орган власти, стал правопреемником Верховного Совета.
– В первые годы работы Парламента вам довелось возглавить правительство республики. Как строилась совместная работа?
– Достаточно конструктивно. Бесспорно, каждое время имеет свои трудности и сложности. Нам выпало то время, которое мы застали, поэтому и от парламента и от правительства требовалось совместное решение самых разных вопросов. Был не один случай, когда мы с руководством парламента выезжали в Москву, решали на месте вопросы финансирования, потому что в те годы республиканский бюджет в большей степени наполнялся за счет федеральных средств. Но проблема заключалась в том, что и в бюджете Российской Федерации тогда не особенно много было денег.
Я не делю время на плохое или хорошее. Уверенно могу сказать: совместно с тогдашним руководством парламента, с депутатами правительство плотно и результативно работало по всем вопросам. Думаю, коллеги, которые на тот момент были в составе депутатского корпуса, меня поддержат: заседания парламента были взыскательными, возникало много спорных вопросов, таких как разделение имущества, финансирование тех или иных направлений, но несмотря на скудность бюджета – они решались. Не скажу, что нам удалось абсолютно все, но максимум того, что возможно было сделать в те годы, – мы сделали.
И сегодня, на мой взгляд, органы власти республики делают все возможное, оправдывая главное предназначение – служить интересам народа. Не так давно Общественная палата республики провела мониторинг результатов участия республики в федеральных целевых программах в 2017–2019 годах. Солидный перечень введенных за этот период объектов социальной направленности впечатляет и вселяет уверенность, что республика поступательно движется вперед. Это, безусловно, показатель взаимодействия и взаимопонимания исполнительной и законодательной власти республики.