[B]Закупки на строительство фельдшерско-акушерских пунктов в РСО–А должны осуществляться конкурентным способом.[/B]
Северо-Осетинское УФАС России обратилось в Арбитражный суд с исками о признании недействительными 8 государственных контрактов на строительство фельдшерско-акушерских пунктов в Моздокском районе РСО–А, заключенных государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства РСО–А" (далее – ГКУ "УКС РСО–А") с единственными подрядчиками без проведения аукционов.
Уведомление о заключении указанных контрактов без конкурентных процедур в Северо-Осетинское УФАС России направило ГКУ "УКС РСО–А", указав при этом, что аукцион не проводился, потому что потребность в указанных закупках возникла в связи с пандемией коронавирусной инфекции (C0VID-19), которая является обстоятельством непреодолимой силы, из-за этого заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Однако необходимость закупки работ по строительству фельдшерско-акушерского пункта в РСО–А не возникла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, еще 14 января 2020 года согласно Расходному расписанию №8.02 от 14 января 2020 года Министерство строительства и архитектуры РСО–А выделило ГКУ "УКС РСО–А" бюджетные средства и ассигнования и лимиты бюджетных обязательств для принятия бюджетных обязательств и осуществления платежей, в том числе на создание и замену фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью от 100 до 2000 человек в сумме 197 121 600 рублей.
То есть необходимость строительства фельдшерско-акушерского пункта не возникла вследствие непреодолимой силы (угрозы распространения новой коронавирусной инфекции), а прогнозировалась за определенный и длительный промежуток времени, что свидетельствует о том, что у ГКУ "УКС РСО–А" имелась ранее, так же как и в настоящее время, возможность применения конкурентного способа определения подрядчика для строительства фельдшерско-акушерских пунктов в республике.
Кроме того, в рассматриваемом случае объем закупки не определялся, исходя из необходимости ликвидации последствий обстоятельств непреодолимой силы, как того требует Закон о контрактной системе.
В силу требований данного закона о контрактной системе в рассматриваемом случае для размещения заказов на строительство фельдшерско-акушерских пунктов необходимо было проводить электронные аукционы.
Исполнение указанных государственных контрактов, заключенных с нарушением процедуры, предусмотренной Законом о контрактной системе, нарушает основные принципы контрактной системы в сфере закупок, такие как открытость, прозрачность, обеспечение конкуренции, и, безусловно, повлечет неэффективное использование средств бюджета и нарушение публичных интересов.
Одновременно с подачей исковых заявлений в Арбитражный суд РСО–А Северо-Осетинское УФАС России заявило ходатайства о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия контрактов до вступления в силу соответствующих решений Арбитражного суда РСО–А.
Кроме того, в настоящее время Северо-Осетинским УФАС России рассматривается вопрос о привлечении виновных должностных лиц ГКУ "УКС РСО–А" к административной ответственности за принятие решения о способе определения поставщиков с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.