Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Образование после изоляции

[F]Что показал большой вынужденный эксперимент – дистанционное обучение[/F]

Готовиться к началу учебного года и учителям, и школьникам, и их родителям придется в привычном режиме: к началу сентября уже и портфели должны быть собраны, и форма выглажена. Ведь, как рассказала в интервью "СО" министр образования и науки РСО–А Людмила БАШАРИНА, с нынешними прогнозами распространения пандемии изменения в учебном календаре пока не рассматриваются.

В эти дни последние школьные занятия в Северной Осетии проходят для учеников 11-х классов: у них в этом году они продлены до 5 июня, тогда как основная масса учащихся сложила тетради на полки еще 16 мая, а ученики 9-х – 29 мая. Четвертая четверть стала большим вынужденным экспериментом – дистанционное обучение вызывало споры и негодование. Но многие освоили и этот формат получения знаний, однако при этом ближе к выставлению итоговых оценок все же некоторые вопросы возникали…

– В основном вопросы были от родителей, особенно от тех, кто пытался отказаться от дистанционного обучения или не хотел принимать в нем участие. Учителя со своей стороны пытались их хоть каким-то образом вовлечь в этот процесс. Нами были даны рекомендации выставить по некоторым предметам годовые отметки по итогам трех учебных четвертей, где-то сдавать зачеты по предметам. И тем, кто спрашивал, зачем мы занимались, если эти оценки не учитывались, хочется напомнить, что мы учимся не для оценок, а ради знаний, – справедливо отметила министр.

Тут стоит отметить, что одним из самых частых вопросов, звучавших в адрес министерства образования республики в течение этих двух месяцев, была претензия об отсутствии приказа по тому или иному поводу. Однако задававшие их, видимо, не учитывали тот факт, что в федеральном законе об образовании четко прописаны функциональные обязанности, полномочия и компетенции каждой структуры. Например, определение учебного графика – это компетенция учебного заведения. А рекомендации ведомства каждая школа может либо взять на вооружение, либо отклонить.

– От учителей вопросов по подведению итогов не поступало. Мы проработали все эти моменты с районными управлениями образования, они, в свою очередь – с учебными заведениями. Кроме того, педагоги всегда могут получить в управлении или у нас методическую помощь.

– Учитывая объективные причины, в числе которых – и различные технические возможности в районах, материал этого учебного года не был освоен стопроцентно. Будут ли скорректированы учебные планы на будущий год?

– Да, обязательно. Соответствующее письмо уже направлено в муниципалитеты. Сейчас сокращение часов у нас произошло за счет практических занятий, лабораторных, обязательного блока тем для повторения. Но это все в той или иной степени должно найти отражение в новом учебном году.

– Панику среди родителей вызвало заявление о необходимости закрепления правового статуса дистанционного образования. И хотя уже сам Президент России Владимир Путин успокоил население, что никто не собирается отменять традиционный формат обучения в школе, хочется еще раз прояснить: что дает этот статус?

– Вероятнее всего, эта формулировка возникла, чтобы снять некую социальную напряженность, и кто бы мог подумать, что она вызовет такой общественный резонанс вплоть до замены привычного нам формата обучения! Мы все знакомы и практикуем самообразование, семейное обучение. А дистанционное – это форма получения информации, которая может использоваться и при самообразовании, и при семейном обучении. И то, что мы его закрепим, по сути мало что меняет. Просто вопрос с правовым статусом возник в непростой ситуации и поэтому вызвал такую бурную реакцию. Если мы говорим о нашей республике, то дистанционное образование у нас успешно практикуется в первой бесланской школе для детей с ОВЗ.

Закрепление статуса дистанционного обучения позволит нам не прерывать занятия в школах во время сезонного карантина по гриппу и ОРВИ, а перейти на уже знакомый формат. Причем многие школы и педагоги и так это делали самостоятельно. И сегодня у нас есть целый ряд школ, в которых четвертая дистанционная четверть прошла довольно успешно. Согласитесь, каждый педагог должен владеть и такой формой подачи знаний. Мы столкнулись с тем, что некоторые учителя, уверяющие нас, что освоили информационные технологии, на деле научились лишь составлять презентацию из 5 слайдов. Но этого недостаточно в современном образовании, и сейчас они лично в этом убедились. К тому же мы получаем много компьютерной техники по федеральному проекту "Цифровая образовательная среда", и она не должна просто так простаивать в кабинетах.

Сейчас это был вынужденный временный эксперимент, но, извлекая из него положительные уроки, метод дистанционного обучения можно и нужно взять на вооружение. Ведь в этом есть немало плюсов, которыми уже успешно пользуются нынешние школьники: особо продвинутые выпускники, которые мотивированы не просто на высокие баллы по ЕГЭ, а на получение дополнительных знаний, вне школьной программы с начала года уже занимались на всех цифровых платформах. Или же успешно подключались к урокам и лекциям лучших педагогов по всей России. Кроме того, именно дистанционная форма обучения дает возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории, о которой мы уже так давно мечтаем. И это ведь как раз именно про знания и совсем не про оценки. Не отменять и не отказываться от школы, к которой мы привыкли и которая действительно нам нужна как источник знания и воспитания, но при этом и не упускать те расширенные возможности, которые открывают перед нами современные технологии. И которые сейчас как никогда получили импульс для своего развития.

– А какие еще болевые точки, помимо отсутствия техники у детей и недостаточной подготовки педагогов, обнажило введение дистанционного обучения?

– Жаловались на отсутствие Интернета в населенных пунктах, но мы все заявки передавали в управление по информационным технологиям и связи, и они отрабатывали вопросы. Дистанционное обучение еще раз обратило наше внимание на известную проблему нахождения в одном пространстве детей и родителей. У поколения наших мам, как правило, не было никакой другой среды, кроме дома и детей. А сегодня у нас поколение родителей, у которых есть свой социум, свои интересы и дела, и, конечно, это стопроцентное погружение в семейный быт было тяжелым. Но стоит признать, что основное напряжение создавали слухи, которые родители передавали друг другу посредством мессенджеров. Кроме того, дистанционное обучение не предполагало, что родитель должен сидеть с ребенком и заниматься. Его задачей было обеспечить школьника технически, если он неорганизованный ребенок, то посадить его за уроки и проконтролировать, чтобы слушал, выполнял задания. А получилось, что обучение во многом легло на плечи родителей. Поэтому могу с уверенностью сказать, что многие проблемы возникли по вине некоторых учителей и директоров школ. У нас было достаточно времени на подготовку, мы проводили семинары перед переходом на такую форму обучения. Но одни взяли и проработали все моменты, а другие – нет, и в итоге только через неделю начали понимать, что происходит. К сожалению, все эти процессы сопряжены с вирусом, но они стали хорошей лакмусовой бумажкой и по многим направлениям.

Дистанционное обучение в республике также показало, что у каждого участника образовательного процесса есть свои уровень и зона ответственности. Ведь не зря в федеральном законе прописаны обязанности и компетенции всех участников образовательного процесса. И здесь как нельзя кстати новая система оценки качества, которую выстраивает Минобрнауки Северной Осетии. Мало того что она станет максимально практико-ориентированной, но и повысит степень персональной ответственности каждого.

– Сейчас на очереди этап выдачи аттестатов учащимся 9-х классов и тех одиннадцатиклассников, кто не собирается в этом году поступать в вузы. Как будет проходить этот процесс?

– Итоговые оценки в 9-х классах выставлены по совокупности четвертных, и поступление в учреждения среднего профессионального образования предполагается по среднему баллу аттестата, как и было ранее. Мы предприняли ряд мер, чтобы обеспечить объективность выставления итоговых оценок и избежать их искусственного завышения. При этом не думаю, что в этом году после 9-го класса уйдут больше или меньше детей, чем в предыдущие годы – тенденция сохранится. Так же, как она сохранится и при поступлении: как всегда, у нас есть ряд топовых специальностей, где средний балл бывает как минимум "4", а то и "4,5". Это финансовый колледж, колледж электроники, ВТЭТ – в эти учреждения поступают именно мотивированные ребята.

– А могут ли выпускники школ рассчитывать не на техническое вручение аттестатов? Хотя, конечно, сложно представить, как будут организованы торжественные мероприятия и уж тем более – выпускные вечера. К тому же, как сообщили несколько управляющих ресторанами во Владикавказе, большинство школ уже забрали оставленные еще осенью залоги на проведение выпускных…

– Если мы пройдем этап ЕГЭ, то у нас уже будет опыт проведения массовых мероприятий в сегодняшних реалиях. Аттестаты выпускники получат до 15 июня, к сожалению, в этом году провести церемонию вручения в торжественной обстановке не представляется возможным. Если говорить о выпускных вечерах, то это уже не прерогатива министерства, хотя мы всегда с МВД отрабатываем эти вопросы, не снимая с себя ответственность. Но не думаю, что выпускные вечера кто-то будет отмечать в ресторане…

– Еще один важный вопрос, который также неоднократно звучал: заработная плата педагогов в эти месяцы дистанционного обучения.

– Ни один педагог не пострадал, включая учителей физкультуры, музыки, ИЗО. К слову, все эти предметы преподавались дистанционно до последнего. Многие родители, наоборот, просили нас отменить эти занятия, но педагоги честно пытались по возможности отработать свои часы и тоже попробовать свои навыки дистанционного преподавания.

– А стоит ли ожидать, что летом возобновится работа секций дополнительного образования?

– Здесь также процесс не прерывался: например, педагоги Республиканского дворца детского творчества по возможности ведут занятия дистанционно. Даже гимнастику! А возобновление работы зависит только от распоряжения Роспотребнадзора. Могу вас заверить, что если нам в 8 утра скажут, что нахождение детей возможно в кружках, то уже в 10 ребята будут там. Со стороны министерства задержек не будет, да и дети сами соскучились!

– Такая же ситуация и с детскими садами? К слову, июль–август, как правило – время закрытия садиков на плановые ремонтные работы. Этим летом все пройдет в таком же графике?

– Закрытие детских садов и ограниченное открытие дежурных групп во Владикавказе также вызвали немало негатива и рассуждений, но мы должны уже принять, что все это был форс-мажором, которого никто не ожидал. Именно для того чтобы после завершения самоизоляции и разрешения Роспотребнадзора начать работу в дошкольных учреждениях, сотрудники ушли в отпуск сейчас. И уже во второй половине июня на работу выйдут младший и техперсонал, они будут заниматься ремонтом там, где это необходимо. Мы должны быть полностью готовы к моменту, когда садики снова смогут принять детей.

Постановка в очередь в ДОУ не прекращалась – родители могут подавать заявления в электронном виде. Равно как и на зачисление ребенка в первый класс школы – прием по микрорайону длится до 30 июня, а с 1 июля по 5 сентября на свободные места можно будет записать детей не по месту жительства. Заявления также подаются в электронном формате.

– Продолжается ли прием заявлений и на целевое обучение?

– Он был возобновлен 6 мая с соблюдением всех санитарных норм. Заседания комиссии пройдут в дистанционном формате, но также будут сдвинуты по срокам, так как основной критерий предоставления целевого места – это результаты ЕГЭ. Первичных заявлений на имя главы республики в этом году больше, но так как сейчас в пакет документов обязательно входит гарантийное письмо от работодателя, многие заявления приходится возвращать. Сейчас соответствующих всем требованиям заявок около 480.

– Смещение сроков наверняка коснется и реализации нацпроектов? Так, к примеру, будут ли вовремя готовы пристройки к детским садам?

– Строительные работы ведутся в привычном режиме и находятся на контроле правительства республики. У нас уже есть готовые пристройки, но, разумеется, привычных торжественных церемоний открытия не было: мы проведем их, когда сможем завести туда детей. Да и в целом, несмотря на ситуацию, сейчас идет этап приобретения оборудования для реализации различных проектов. Были опасения, что не сможем провести торги, но все состоялось, уже в июне-июле будем получать технику и для впервые созданной в республике лаборатории информационных технологий "IT-куб", и для "Кванториума" в Моздоке, и для мастерских, которые создаются в Моздокском коррекционном интернате. Помимо этого закуплено огромное количество компьютеров и компьютерной техники для создания цифровой образовательной среды и уже созданных 42 "Точек роста". Так что никаких срывов по реализации нацпроектов нет.

– А по реализации программ проектного офиса?

– Некоторые проекты приостановлены, потому что связаны с непосредственным взаимодействием с людьми. Например, в апреле-мае мы должны были осуществлять отбор в математический и химико-биологический классы. Но я очень надеюсь, что наверстаем. Возможно, продумаем, как провести отборы дистанционно. Тут я хочу подчеркнуть, что во всех акциях, мероприятиях и конкурсах, которые сейчас по всей стране проводятся дистанционно, мы активно участвуем и показываем неплохие результаты.

– Не состоялись в этом учебном году и всероссийские проверочные работы, которые тоже перенесли. А ведь их результаты позволяли также вносить коррективы в учебные планы.

– ВПР состоятся в начале учебного года и как раз станут хорошим диагностическим срезом, чтобы провести коррекцию знаний.

"Корректировка" стала во время пандемии уже привычным словом, неизбежным процессом. Но вместе с тем неизменно одно: вам все равно пригодятся знания, которые вы накопили и продолжаете получать. В особенности их концентрация необходима выпускникам – их ждет сдача ЕГЭ, к которой сейчас активно готовятся все образовательные ведомства в стране, и Минобрнауки Северной Осетии – не исключение.

Автор: Мадина МАКОЕВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1637

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика