Однако, по мнению психолога Северо-Осетинского государственного педагогического института Инги Валгасовой, рекомендаций по нейтрализации волнения стоит придерживаться и родителям выпускников.
– У участников экзаменационной кампании в связи с эпидемической ситуацией образовалось больше месяца для дополнительной подготовки к ЕГЭ. Однако это и больше времени для переживаний. Перенос начала экзаменов – это скорее плюс или минус, и как эту ситуацию обернуть в свою пользу?
– Нельзя не согласиться с тем, что от переноса дат меньше повода для переживаний не станет ни у родителей, ни у выпускников. Причем невозможно пребывать в состоянии стресса очень долго, вскоре может наступить эмоциональное истощение, выпускника сложно мотивировать в таком случае. Но и в этой ситуации есть свои плюсы. Момент, когда можно выиграть время и, если правильно его распределить в период ожидания, есть большая вероятность улучшить свой результат. Для того чтобы ситуацию обернуть в свою пользу, нужно стресс обернуть во благо, позволяющее достичь максимальной концентрации и, в свою очередь, – максимальной готовности.
– В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение, и стресс при этом – нормальная реакция организма?
– Верно, в данном случае стресс и напряжение – нормальная реакция. И даже больше – это полезная реакция организма, которая усилит работоспособность во время сложного для обучающихся момента. Такое смещение акцента со стресса, делая ставку на работоспособность, поможет избавиться от паники, четко понимать себя и ситуацию. Также спокойствию школьника будет способствовать его ясному пониманию всех нюансов экзамена и своего запланированного алгоритма поведения. Имея опыт работы с выпускниками, хотелось бы отметить, что некоторые обучающиеся под давлением ситуации, а иногда даже по рекомендации родителей начинают принимать "безобидные" успокоительные препараты, зачастую не понимая, что успокоительные препараты оказывают тормозящее и снотворное действие на организм, что не есть хорошо.
– Как достичь уравновешенности и помочь подростку поверить в себя и свои силы?
– Взрослые усугубляют ситуацию собственными переживаниями, что лишь усиливает волнение выпускников. Также родителям необходимо верить в своего ребенка, не сосредотачиваясь на прошлых неудачах, не создавать зависимость у ребенка от взрослого своей гиперопекой, тотальным контролем, не сравнивать его со сверстниками. Некоторые родители считают, что могут мотивировать ребенка на высокие баллы, если будут говорить ему: "Вся надежда только на тебя", "Если не сдашь это, то в жизни у тебя ничего не получится", "Мы столько работаем, тратим большие деньги на лучших репетиров" и т.д., – это большая ошибка взрослых. Если всего этого не делать, то самооценка и уверенность ребенка будут расти. А способы активации внутренних ресурсов выпускников могут быть очень разными: аутотренинг, быть в тишине наедине с собой, взглянуть на ситуацию со стороны, настраиваться на позитивный результат сдачи экзамена, можно самостоятельно воспользоваться тренинговыми упражнениями для укрепления психологического настроя и снятия повышенной стрессовой реакции организма.
– Получается, что участие родителей, и даже учителей в этом процессе играет особую роль?
– Большую, можно даже сказать огромную. Это на самом деле является главной задачей учителя и родителя – помочь выпускнику обрести уверенность в себе. Взрослым кажется, что они уже сделали все, что было в их силах, отдали к репетирам, устроили в лучшую школу, дают многообразный массив заданий и так далее. Но зачастую они забывают о самом главном – о психологической поддержке. Ни в коем случае не следует давить на выпускников, тем более запугивать их печальной перспективой в случае низких баллов, заставлять заниматься, не поднимая головы. Необходимо показать школьникам, что вы готовы поддержать их как можете, даже простым общением. Я бы сказала даже, обязательно нужно выделить время на одном из последних занятий или в последний перед экзаменом день, пусть даже несколько минут, – для беседы с ребенком, о его чувствах и том, что он сейчас испытывает. Такая поддержка может оказать мотивирующий и успокаивающий эффект. Хочется добавить: зачастую мы сталкиваемся с тем, что некоторые родители волнуются больше своих детей, а это отрицательно сказывается на учениках. Примером может быть то, когда даже медалист, хорошо подготовленный к экзамену, видя тревогу родителей, "впитывает неуверенность в себе", и тем самым ситуация усугубляется.
– До начала ЕГЭ – считанные дни. Как стоит их провести с максимальной пользой для выпускника?
– Сколько бы дней ни оставалось, участникам необходимо готовиться к экзаменам в соответствии со своими биологическими ритмами, соблюдать режим здорового сна, правильно питаться, придерживаться режима подготовки к экзамену. Лучше изучать в день немного учебного материала, но качественно. В преддверии экзаменов не стоит "гнаться" за большим объемом материала и тем самым создавать у себя в голове беспорядок, слишком много усилий на подготовку не оставит эмоциональных и интеллектуальных сил. В последние дни перед экзаменами необходимо уделить внимание психологической готовности и эмоциональному спокойствию. Накануне перед экзаменом можно выделить один час на повторение сложных вопросов, затем дать себе возможность расслабиться, посмотреть легкий фильм, заняться любимым делом, отправиться на небольшую прогулку, хорошо выспаться. И с новыми силами идти потом на экзамен.
– Если к видеонаблюдению школьников готовили раньше, то теперь дополнительную напряженность могут создавать средства защиты, дополнительные меры безопасности, социальная дистанция. Как избежать стресса в данной ситуации?
– Стоит адекватно и разумно относиться к ситуации. В нынешних неблагоприятных условиях требуются дополнительные меры безопасности, не для того, чтобы помешать выпускникам сдать экзамены, а для того, чтобы обезопасить здоровье детей, и это самое важное.
– Можете дать практические советы, как поддержать выпускника в случае неудачи на экзаменах?
– Родителям стоит четко дать понять выпускнику, что для них неудача их ребенка не являются чем-то разочаровывающим, что их любовь к нему и ваши с ним отношения не зависят ни от каких событий, что вы у них как родители есть, были и будете. И здесь хорошо бы сделать акцент на том, что старшекласснику удается лучше, в чем он уже преуспел, сосредоточиться на позитивных сторонах, продолжать верить в него еще больше. Покажите ребенку, что по трудному пути он идет не один, подобная поддержка для него самое важное в такой момент. А если вы чувствуете, что ребенок подвержен сильному волнению и тревоге, вы с этим не справляетесь как родитель, не бойтесь обратиться к психологу за помощью.
Экзамены – это первый тест взрослой жизни на самоконтроль. В битве знаний и тревоги первые всегда проигрывают. Поэтому проявите самообладание и направьте энергию в русло победы и наслаждайтесь полученным результатом. К слову, самоконтроль поддается тренировке, так что, прокачивая свои знания, не забывайте уделять внимание и этому навыку.