Создание условий для выявления, развития и творческой самореализации художественно одаренных детей – главная задача центра, о работе которого "СО" писала уже не раз. А таких ребят у нас в республике немало. Предоставлять им возможности для участия в выставках, конкурсах, концертах с целью демонстрации своих достижений – очень важная составляющая этой работы. Особое значение имеют здесь и мероприятия, проводящиеся в рамках творческих смен, которые организуются на базе РЛИ для юных дарований из районов республики. Среди видных мастеров искусств России и Северного Кавказа, принимающих участие в программах этих смен, – такие имена, как преподаватель Академии русского балета им. Вагановой Т. Черкашина (г. Санкт-Петербург), преподаватель Музыкального колледжа им. Гнесиных Л. Григорьева (г. Москва), председатель Союза композиторов РСО–А, заслуженный деятель искусств РФ А. Макоев, народная артистка РСО–А О. Джанаева… Общение с ними для ребят, мечтающих получить путевку в прекрасный мир профессионального искусства и связать с ним свою судьбу, – всегда праздник.
"Одаренные дети уникальны: каждый из них – яркая индивидуальность. И замечательно, что современная тенденция индивидуализации обучения, воспитания свободной творческой личности получила в России поддержку на государственном уровне. Но одно дело – просто декларация этого принципа. И совсем другое – сущность метода работы с такими детьми, которые требуют к себе особого подхода: диагностика их художественно-творческих способностей, вовлечение их педагогов и родителей в процесс формирования психолого-педагогических компетенций в области художественного творчества", – подчеркивает директор Республиканского лицея искусств Фатима Ходова.
Один из прекрасных примеров того, какие плоды дает такая работа – семья Плиевых-Пухаевых из с. Октябрьского. Павел Плиев – учащийся 9 класса изобразительного отделения Республиканского лицея искусств (преподаватели – Ф. Бтаева и заслуженные художники РСО–А Ф. Цаллагова и Р. Каркусов).
Георгий Пухаев – ученик 7 класса музыкального отделения РЛИ (преподаватели – О. Гагулова и заслуженный артист РСО–А М. Дымков). Оба они являются участниками творческих смен, проводящихся на базе РЛИ, и входят в республиканский реестр одаренных детей.
На счету юного художника Павла Плиева – дипломы лауреата как республиканских, так и престижных всероссийских и международных конкурсов. За последние три года он стал лауреатом целого их созвездия. Среди них – всероссийский конкурс изобразительного искусства "Пейзаж родной земли" и всероссийский конкурс Академического художественного лицея им. Иогансона, проходившие в Санкт-Петербурге, всемирный конкурс рисунка "Великие русские иностранцы", Международный конкурс "Радость Европы" (Сербия), межрегиональный фестиваль-форум детского художественного творчества "Диалог культур"… На счету Павла – также уже одна персональная выставка. Участвовал он и в поездке делегации учащихся и преподавателей РЛИ в Люксембург, где в Российском центре науки и культуры выставлялись их работы.
"Участие в престижных выставках и конкурсах всегда дает мощный толчок развитию творческих способностей. В прошлом году наши ребята с успехом участвовали во всероссийском конкурсе в Санкт-Петербурге, – делится преподаватель Павла, заслуженный художник РСО–А Фатима Цаллагова. – Жюри, в состав которого вошли профессора и академики Российской академии художеств, отметили высокий уровень подготовки наших учащихся, а Павел Плиев стал дипломантом конкурса. Экскурсии в Эрмитаж, Русский музей, Академию художеств тоже "зарядили" его впечатлениями, которые оказали немалое влияние на его творческий и профессиональный рост. В последние месяцы, во время дистанционного обучения, на которое, как и другие учебные заведения республики, перешел наш лицей, он активнее всех писал этюды, делал наброски – и получил блестящий результат!"
Павел – не только многообещающий юный художник. Он – добрый, чуткий мальчик, настоящая душа коллектива. Увлечен он и театральным искусством: показал себя блестящим чтецом стихов Коста Хетагурова на родном языке, став участником музыкально-литературной композиции, подготовленной к 160-летию со дня рождения поэта театральной студией "Лицей" (режиссер – заслуженный работник культуры РСО–А Э. Бабаянц).
Родной брат Павла Георгий, ученик 7 класса музыкального отделения РЛИ – тоже не только талантливый музыкант. Горячо увлечен он и бальными танцами. А обучение игре на флейте Георгий Пухаев начинал у преподавателя лицея О. Гагуловой. Сейчас он занимается игрой на саксофоне у замечательного педагога, заслуженного работника культуры РСО–А М. Дымкова.
Георгий с первого класса активно участвует в концертной жизни Владикавказа и родной школы. Первое его конкурсное выступление, тогда еще ученика 3 класса, принесло ему звание лауреата I степени на международном конкурсе "Фанфары Ялты " в Крыму. За этим последовали другие награды: диплом первой степени Межрегионального открытого фестиваля-конкурса музыкально-художественного творчества "Олимп талантов", IV Международного фестиваля юных дарований им. Мурада Кажлаева в Махачкале, II премия Северо-Кавказского конкурса юных исполнителей "Золотая свирель" и III-го международного музыкального интернет-конкурса им. Р.М.Глиэра, сертификат об обучении в одной из престижных школ духовиков – Летней школе имени Ю. Должикова.
Во время непростых для юных музыкантов-лицеистов месяцев самоизоляции Георгий не опускал планку требований к себе. И сумел достичь отменного результата: он завоевал Гран-при на Республиканском онлайн-конкурсе "Счастливая планета", который был организован и проведен в Северной Осетии под эгидой РЛИ и его структурного подразделения – Центра одаренных детей "Art-перспектива".
Успехи Георгия и Павла – это, конечно же, еще и результат самоотверженного труда их наставников-педагогов. И в том числе – их мамы, талантливого художника, преподавателя РЛИ Алены Плиевой, которая своим творчеством подает сыновьям вдохновляющий пример. И, безусловно, основное условие развития и поддержки таких одаренных детей – это чуткое отношение к своем воспитанникам со стороны всего коллектива лицея, сама атмосфера которого стимулирует ребят совершенствовать свои таланты.
"Я люблю мой лицей, не похожий ни на какую другую школу! Он радует нас интересными встречами, яркими событиями и возможностями попробовать себя в разных направлениях искусства. Нет другой такой школы, как наш лицей!" – улыбается Павел Плиев.