"Я помню, как дядя мне сказал: выбирай сам – творчество или тренировки, но работу не бросай. Конечно, совмещать тренировки с трудовыми буднями на предприятии было невозможно. Так я стал мастером по применению выколотки (дифовки), иначе говоря, занялся холодной ковкой", – рассказывает Руслан.
Еще в древности это занятие было популярным среди мужчин. А раскопки и найденные сокровища скифов лишь подтверждают, что наши предки любили изделия с применением дифовки – это и стилизованная посуда, и украшения, и различные ценные сувениры.
С 20 лет Руслан Калухов занимается творчеством. Отец его был искусным кузнецом, с заказами к Кайтуку Калухову приезжали даже из соседних республик, а мама прекрасно шила. Руслану, отучившемуся в школе, нужно было становиться на ноги. Ему повезло с учителями, сыграл свою роль в воспитании племянника и дядя – художник Майрам Тагаев. "Он познакомил меня с директором Творческо-производственного комбината художественного фонда РСФСР Виктором Бадтиевым, благодаря которому я стал работать здесь форматором, – вспоминает он. – Многому я научился у мастера по выколотке Альберта Сергеевича Беляева, он приезжал в Осетию, делился своим опытом и знаниями с местными мастерами. Позже Бадтиев отправил меня повышать квалификацию на комбинат строительных деталей, который располагался в Бабушкинском районе Москвы. Много профессиональных тонкостей перенял я от московских мастеров-литейщиков, арматурщиков, выколотчиков. Вернувшись домой, я стал подмастерьем у скульптора Владимира Хаева. Он предложил мне поработать над бюстом С.М. Кирова. Хаев лепил, а я снимал форму и переводил скульптуру в медь. И в какой-то момент я стал понимать, что у меня получается, не скажу, что лучше, но не хуже, чем у других мастеров. Потом я сам создал бюст художника Махарбека Туганова, который сейчас находится на его родине в селении Дур-Дур. А вот лепке меня учил народный художник Чермен Дзанагов, он мне и с мастерской помог, в ней я работаю уже около пятнадцати лет".
С тех пор Русланом Калуховым были созданы бюсты Пушкина, Коста, основателя с. Толдзгуна Дзамболата Будаева. Различные барельефы, изготовленные им из меди, украшают и некоторые частные объекты Владикавказа.
Позже он решил попробовать себя в создании посуды из меди. Это не просто кувшины разной формы, это действительно произведения искусства.
"Они сами ко мне пришли", – говорит мастер. Каждый сосуд имеет свое поэтичное название – Дзерасса, Скиф, Песня… Они не раз побывали на различных выставках в Союзе художников РСО-А и других регионах. – "Сначала я рисую эскиз на бумаге, затем беру кусок меди и начинаю творить. Порой получается даже интереснее, чем на рисунке".
Когда попадаешь к нему в мастерскую, взгляд сразу приковывает композиция "В начале было Слово". Кажется, что, оживает картина сотворения мира. Вспоминается Айвазовский и его полотно "Хаос. Сотворение мира". Но если здесь художник говорит с нами на языке живописи, то Руслан изъясняется языком формы.
Одно из последних увлечений художника-самородка – изготовление кофейных турок. Джезвы из меди не просто обеспечивают равномерный нагрев, но и позволяют получить идеальный вкус.
Коллега Руслана скульптор Олег Царгасов говорит о нем: "Есть на свете красота, а есть красивость. Руслан создает красоту. Настоящие мастера не могут объяснить, как у них получается то или иное произведение, они творят. Так рождается искусство".
Руслан не только мастер на все руки, но и заботливый супруг и отец. У него пятеро детей. Интересно, что свадьбу с супругой они сыграли в день, когда "Спартак-Алания" стал чемпионом – в далеком 1995 году. И вот уже 25 лет живут они в любви и согласии, воспитывают замечательных детей.
Руслан Калухов с оптимизмом смотрит в завтрашний день и верит, что несмотря ни на какие трудности, которые пришлось пережить нам всем, искусство и творчество нужны всегда.