На самом деле роль родителя участника единого госэкзамена – это одна из немногих ипостасей во всей этой процедуре сдачи, которая пока осталась мною не опробована. Как журналист экзамены освещала, в качестве участника сдавала, за сдающих близких переживала, в составе государственной экзаменационной комиссии работала, теперь пришло время примерить на себя бейджик общественного наблюдателя и оценить процедуру проведения ГИА с еще одной – в данном случае абсолютно незаинтересованной – стороны.
Корпус наблюдателей – это неравнодушные волонтеры, которые считают своим гражданским долгом стать свидетелями (а иногда и хранителями) честности и объективности во время проведения ЕГЭ, причем как в своем собственном регионе, так и в других субъектах России. Они проходят специальное обучение, перед каждым экзаменом еще раз получают инструктаж и на время, пока идет экзамен, становятся наблюдателями того, как ответственно подходят к своей работе организаторы и как безответственно порой дети.
…В этот день рамка металлоискателя практически все время пищала: ее датчики срабатывали на ремни, броши и, конечно же, на запрещенные на экзамене средства связи. Многим участникам ЕГЭ приходилось по нескольку раз проходить проверку, пока одобрительная тишина устройства не становилась сигналом к пропуску выпускника в аудиторию.
На самом деле меня всегда удивляло одно, и в этот день удивление только нарастало – на экзамены по выбору, особенно если речь идет о таком специфичном предмете, как математика профильного уровня или физика, приходят исключительно мотивированные ребята. Которые целенаправленно выбрали данные дисциплины, готовились к этим экзаменам и наверняка должны быть уверены в своих знаниях. Но какая-то неведомая (или вполне даже ведомая?) сила заставляет их придумывать себе способы дополнительной гарантии и внешней поддержки в виде смартфонов, наушников и даже планшетов, которые действительно остаются незамеченными… лишь до поры до времени. Но если еще у входа в ППЭ "случайно" оставленный в кармане пиджака телефон не является предметом для удаления и аннулирования результатов, то его обнаружение в аудитории – уже прямое доказательство нарушения порядка проведения экзамена.
Именно поэтому и организаторы, и наблюдатели неоднократно предупреждали ребят о возможных последствиях их зачастую бравурного "авось". И тут, как бы сурово это ни звучало, если вам удалось беззастенчиво и открыто списать, то это не ваша заслуга, а наша недоработка. Однако стоит сделать отступление и признаться самому себе, что каждый наблюдатель, приходя на ППЭ, делает свой собственный выбор – проследить, чтобы ЕГЭ прошел честно или прошел честно любой ценой. Это тонкая грань, переступать или нет через которую – вопрос человеческой совести. Выпускник, который занимался прилежно все 11 лет школы и дополнительно поднажал в старших классах, и тот, кто кое-как дотянул до получения аттестата, априори не могут быть на равных, но во время экзамена, безусловно, должны находиться в одинаковых условиях, а значит – не иметь доступа к шпаргалкам, помощи извне и прочее. Но при этом не может не срабатывать пресловутое "они же все дети", и все – повторю, почти все организаторы и наблюдатели – искренне хотят, чтобы участники справились с заданиями.
Однако любое доброе сердце бессильно перед видеометками, на которых отчетливо видно, как мальчишка пользуется гаджетом или же девчушка списывает с листа, неумело спрятанного между контрольными измерительными материалами. И здесь уже вопрос к квалификации организаторов ЕГЭ, которые находятся в пункте, чтобы качественно выполнять свою работу. Безусловно, любому взрослому не очень приятно слышать от подростка фразу: "Вы мне жизнь рушите", но ведь именно этот подросток пренебрег всеми предупреждениями, пронес на экзамен телефон, а сейчас стоит и, глядя в глаза сотруднику, его обманывает, заявляя, что ничего не делал.
В этом году в связи с эпидемической ситуацией наблюдатели не могли находиться в аудиториях, а потому – лично проконтролировать поведение участников экзамена. Но уже к исходу второго часа ЕГЭ глаз начинал улавливать особенности в мимике и жестикуляции тех ребят, которые выходили из аудитории по необходимости, а кто – для попыток получить инсайды извне. И можно бесконечно долго упрекать наблюдателей в излишней (не)внимательности к участникам экзамена, но, опять же, есть мнение и других ребят, которые также решили сдать ЕГЭ для строительства своего светлого будущего: "Я считаю, что это очень важно – чтобы экзамен прошел объективно. ЕГЭ должен быть честным для всех, и все должны быть в равных условиях, – считает выпускник школы №1 г. Ардон Георгий Хестанов. – Если говорить о профильной математике, то это не было крайне сложным, хотя и легкими назвать задания было нельзя. Конечно, я, как и все, волновался, но когда сосредоточился на задачах, переживания отступили".
Таких, как он, думающих, целеустремленных ребят, больше, чем тех, кто ищет иные пути к вершинам, кроме знаний… Так давайте с ними всеми говорить о справедливости, за которой и пришли наблюдать наблюдатели. И уж поверьте, они не ищут ее в санузлах, в личных вещах участников ЕГЭ и даже не заглядывают к ним в глаза, пытаясь понять мотивацию потенциального нарушителя. Они просто смотрят. Но если уж что-то увидят, то это – совсем другая история, которая начинается за периметром ППЭ и за полномочиями волонтеров...
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.