[B]Молодых авторов, пишущих прозаические произведения о современности, в Осетии не так уж и много. Сложно сказать, с чем это связано в первую очередь, но факт есть факт – не берется творчески одаренная молодежь за осмысление тех событий, по которым будут судить о ее поколении. Между тем в эпоху глобализации, чреватой утерей как раз национальной самобытности, родного языка, нравственных ценностей предков, и именно к этой теме следовало бы обратиться тем, кто пробует перо на ниве прозы.[/B]
Так, как это сделал писатель, сценарист, режиссер, спортсмен и общественный деятель Заур Багиев. Его повесть "Осетины молятся стоя" вышла отдельной книгой в издательстве "Респект" в серии "Жизнь Осетии" и уже привлекла внимание широкого круга читателей.
Главный герой повести Заур живет среди нас здесь и сейчас. Молодой парень вырос под влиянием героев нартских сказаний, заступников народа Чермена Тулатова и Хазби Аликова, и поэтому настроен строить будущее, опираясь на славное прошлое. Характер героя для этого соответствующий: "…Заура совершенно не устраивало то, как сегодня обстоят дела с национальным самосознанием осетин. Ему было обидно наблюдать за тем, с какой скоростью нынешние нравы захватывают души и сердца его сбившихся с верного пути соплеменников. Бесконечно соревнующиеся друг с другом, находящиеся в непрекращающейся гонке за материальным достатком, они, как он искренне считал, совершали смертный грех, позабыв о завещанных предками адатах. Будучи по-юношески категоричным и горячим, Заур, не задумываясь, шел на любой конфликт, не беря во внимание ни его уместность, ни свои возможности, если только ему казалось, что попираются нравственные устои древнего осетинского мироустройства, в соответствии с которым должна протекать жизнь потомков великих нартов".
Устремления парня поощряются его дедом Бека – суровым стариком с безупречной репутацией, жившим в древнем горном ауле. Смотритель (дзуарылаг) местного святилища Уастырджи никак не может забыть то, что происходило, когда он только брал на себя ответственность за эту духовную миссию: "Больше всего его потешило то, что особенно настойчивыми в уговорах были те, кто много лет назад на фронте борьбы с местными культами получил от прежних властей карьерный рост, житейские привилегии и денежные премии".
Жизнь среди подобных перевертышей и лицемеров и заставила представителей двух, казалось бы, таких разных поколений вступить в противостояние с сильным фамильным кланом. С тем, чтобы сохранить святилище, не дать угаснуть очагу традиций и обычаев. Удалось ли это сделать, и как реагировали на развернувшиеся события окружающие? Может, сама борьба была затеяна зря, или все же ее по достоинству оценят в будущем, и правнуки поблагодарят за "мост в прошлое"? А будет ли сам главный герой проводником идей национального самосознания до конца или сдастся-таки на милость обстоятельствам?! Над многими подобными вопросами заставит задуматься книга неравнодушного автора, ждущего читателя – думающего и сопереживающего.