Работы, написанные за последние десять лет, представлены в самых разных жанрах: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. Магрез Келехсаев, Юрий Абисалов, Таймураз Маргиев, Юрий Басаев, Таймураз Айларов, Алан Калманов, Фатима Басаева… Список можно продолжать, каждый из этих авторов – настоящий виртуоз своего дела. Выставку посетили гости из Москвы, которые остались очень довольны и отметили, что экспозиция получилась очень светлая и теплая. Это то, чего так не хватало во время долгой самоизоляции.
Председатель Союза художников Северной Осетии Таймураз Маргиев отметил в своем комментарии журналистам, что приходится избегать "помпезных открытий, чтобы люди не собирались массово... Но чтобы зал все-таки жил, искусство шло дальше, мы все же организовали эту выставку. Думаю, что люди будут, соблюдая все меры предосторожности, приходить наслаждаться картинами. Выставка продлится 3 недели, вплоть до 5 августа. План предстоящей работы очень насыщенный. Когда все карантинные мероприятия закончатся, надеюсь, мы сможем в полной мере возобновить работу", – выразил надежду Маргиев. Он также отметил, что главная задача экспозиции – познакомить посетителей с различными тенденциями творческой трансформации натюрморта в современном искусстве. "Вы только взгляните: произведения осетинских художников – яркая демонстрация того, как по-разному можно взаимодействовать с предметным окружением. Думаю, что выставка будет интересна разной зрительской аудитории. Любители живописи оценят тонкости художественного мастерства, студенты вдохновятся творческими экспериментами, школьники и дети поближе познакомятся с искусством натюрморта", – сказал председатель Союза художников.
Один из посетителей экспозиции Станислав Потапов поделился: "Мы так изголодались по прекрасному. Несмотря на то, что с произведениями искусства сегодня можно знакомиться через интернет, разве заменишь живое общение на виртуальное? Большое спасибо организаторам экспозиции, это как глоток свежего воздуха…"
Артур ТЕМЕСОВ, студент 2 курса филфака СОГУ:
– Сирень… Кажется, в природе меньше сирени, чем на холстах. Однако "Сирень" Евгения Шугаева позволила мне окунуться в мир, который был похож на наш, но в то же время так от него отличался. Сначала я видел изображение в рамке, уже через секунду заработал собственный, внутренний художник. Вот уже передо мной не изображение в рамке... Вокруг нечто, что Толкин назвал бы эльфийским лесом. Запахи, словно я действительно в лесу, заселенном остроухими зеленоглазыми существами. Автор, наверное, не согласится со мной, но я вдруг точно осознал, что смотрю на сирень из эльфийского леса. Леса, который я никогда не видел, никогда не увижу, но который в эту секунду стоит передо мной, величественный, недосягаемый.
Большое количество картин этой выставки займут место в моей личной галерее, которая находится в коридоре памяти. Одной из этих картин станет "Сирень".
Рассматривая художественные полотна, проходя между мирами их творцов, я забыл о карантине, забыл о том, что во вселенной есть какие-то другие места, помимо этой выставки, забыл, что есть я, забыл, что есть время и пространство. А это самое главное. Ведь пространство так похоже на поезд, а время – на рельсы, а мы так похожи на пассажиров. Ждем конца поездки, любуемся видом из окон. Просто кто- то ждет и наблюдает из плацкарта, кто-то из купе, а кто-то из спального вагона. Но так или иначе, на время поездки все мы заключены в чреве этого стального Йормунганда. А так хочется иногда просто взять и спрыгнуть, оказавшись в поле, нескончаемом поле, где неважно – кто ты, сколько макулатуры у тебя в кошельке и какого она окраса, где неважно само твое существование. Но стоит только выйти из зала, спуститься по лестнице, оказаться снаружи, и можно с полной уверенностью сказать: "Да, вот я и вернулся в свой плацкарт".
Побывав на выставке "Искусство натюрморта", возможно, вам удастся понять, что не стоит задавать себе вопрос: "Куда смотреть?", лучше задать вопрос: "Как увидеть?". С одной стороны, это семантическая уловка. Но всегда есть и другая сторона...
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.