[B]Вчера в Общественной палате РСО–А кандидат социологических наук, член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга, юрист Антон ЛУКАШ рассказал о роли СМИ и блогеров в тиражировании фейков, появлении недостоверной информации и ответственности за ее распространение в своем выступлении, которое он провел специально для журналистов Северной Осетии.[/B]
Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверить – принцип геббельсовской пропаганды, который работает по сей день. Многие из нас при этом даже не подозревают, что есть специально обученные замотивированные люди, которые для создания фейков пользуются знаниями в социальной инженерии, таргетинговых технологиях, когнитивной психологии. Потребители информации постепенно отказываются от получения новостей, которые требуют всестороннего освещения. Т.н. лонгрид – текст, большой по объему нарратив, благодаря которому повествование получается довольно подробным, а главное, приводящий различные точки зрения, становится невостребованным в эпоху цифровизации. Люди все чаще становятся потребителями "легкого" контента, на прочтение которого не нужно тратить более двух минут и включать критическое мышление. Удивительно ли, что новостное пространство стал "захватывать" фейк-ньюс – предложение, порожденное спросом. И до такой степени, что на государственном уровне пришлось принимать поправки в федеральное законодательство, направленные на противодействие так называемым фейковым новостям – недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений и создающей угрозу для безопасности.
В соответствии с принятым законом фейки – информация, распространяемая "под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи". Ее распространение запрещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете.
Аналогичный запрет предусмотрен, например, для призывов к массовым беспорядкам, экстремизму или участию в несанкционированных массовых акциях.
Тема далеко не праздная, и во Владикавказе уже к настоящему моменту есть судебный прецедент: буквально на днях суд огласил решение за фейки против местного блогера, которого оштрафовали на 30 тысяч рублей после публикации записи с личным мнением относительно происхождения нового вируса.
Кандидат социологических наук, член АЮР, эксперт Независимого общественного мониторинга Антон Лукаш рассказал о появлении и распространении подобного контента, презентовав доклад на тему: "Защита медиапространства от распространения фейковой информации: проблемы и пути их решения". Презентация не только содержит типичные фейки и их опровержения, но и показывает анатомию фейка – то, по каким законам он распространяется, как применяются когнитивные искажения. Вся эта "кухня" показана и рассказана на примерах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в соцсетях и даже крупных медиа.
Как считает эксперт, информационная среда сегодня насыщена многоплановыми авторами, субъектами со своими интересами, в то время как государство утратило роль монополиста в формировании информационной повестки. В большинстве случаев в распространении непроверенной информации и недостоверных слухов принимают участие блогеры и telegram-каналы, наплевав на факт-чекинг и "правило трех источников". Опровергать при этом фейковые новости необходимо на корню, ибо творцы фейков – это люди, которые намеренно разрушают сознание человека. А еще напомнил об ответственности – так, за первое распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения штраф может составить для граждан от 30 до 100 тыс. рублей. За повторное – до 300 тыс.