"Самое главное в нашей деятельности – это любовь к тому, что ты делаешь, и к тем, для кого ты это делаешь. Я люблю детей, мне важно видеть результат своего труда в их эмоциях. Да, каждый год за парты садятся разные поколения, но детские сердца остаются неизменными. Любовь к ученикам помогает найти путь к их сердцам", – после этих искренних признаний сразу же захотелось оказаться одним из тех, которого изо дня в день на учебу вдохновляют такие чувства наставника.
Она не мечтала об учительской стезе с детства – идея поступить в педагогический техникум была спонтанной. В этом же учреждении когда-то училась ее бабушка, но семейные обстоятельства не дали женщине посвятить себя педагогике. Зато любовь и уважение к труду учителя, которые буквально витали в воздухе в доме, сподвигли встать на преподавательский путь четырех внучек. В их числе – и наша героиня. "Учеба затянула, поэтому выбор дальнейшей работы был предопределен. Тем более, что я уже была влюблена в осетинский язык и литературу: эти чувства к предмету мне привила наш преподаватель Макоева Замира Харитоновна. Ее уроки были уроками жизни. Очень часто вспоминаю ее слова: "Я должна сделать из вас в первую очередь хороших людей, а потом – хороших учителей". И этому способствовал ее личный пример", – рассказывает Мадина Джериева, которая теперь сама выступает таким же примером для своих учеников.
Примечательно, и это тоже в самой что ни на есть положительной степени отражается на ее деятельности, педагог училась у старших с самого начала своей работы в школе. "В первый год моей работы мы беседовали с завучем Людмилой Сабановой о том, как, с точки зрения психологии, учитель видит себя по отношению к ученику и как меняется этот взгляд с годами. Мне, начинающему специалисту, тогда ее вывод показался немного странным: учитель, после десяти лет работы, начинает ставить обучающихся на один уровень с собой, а потом и выше себя. И только спустя годы я поняла, что это были ее мудрые наставления. Возможно, для меня это понимание пришло раньше, так как рядом со мной были коллеги, чей пример вынуждал тянуться до уровня их профессионализма. Старалась… Продолжаю стараться и сейчас. Получается держать этот баланс кнута и пряника уже много лет".
Много – это 24. И есть уверенность – будет еще столько же: уж слишком Мадина Джериева и школа нуждаются друг в друге. "Основным достижением считаю благодарность учеников. Участие учеников в творческих конкурсах, олимпиадах, личное участие в профессиональных конкурсах – это один из способов разнообразить школьные будни, – скромно отвечает учитель на вопрос о том, какие заслуги можно записать в ее трудовую биографию. Отдельной графой туда можно внести имена победителей и призеров предметных олимпиад и различных творческих конкурсов, подготовленных чутким педагогом. – Когда готовимся к разного рода интеллектуальным состязаниям, то для нас с подопечными это возможность не только добыть новые знания и умения, но и лучше понять друг друга, научиться доверять друг другу. Такое "сотрудничество" и приводит к высоким результатам".
И среди этих результатов – весьма внушительные и почетные, которые украсили бы резюме любого педагога: обладатель Президентского гранта в рамках приоритетного национального проекта "Образование"–2008 г., победитель II Всероссийского конкурса учителей родных языков в номинации "Учитель-новатор" – 2008 г., благодарность Комитета по делам национальностей Государственной думы Федерального Собрания РФ, победитель республиканского конкурса "Лучшая методическая копилка"–2019.
Безусловно, за каждой из этих больших и маленьких побед стоит упорный труд. А сегодня он еще и сопряжен с непременным включением в работу всевозможных технологических новаций. "Учитель должен идти в ногу со временем, этого требуют от нас современное общество, современный ученик. Мне важно видеть перед собой заинтересованного, увлеченного обучающегося, поэтому интересно использовать новаторские методы. Меня не пугают сложности, тем более, если это возможность достучаться до каждого ребенка, – говорит Мадина. Ко всему этому добавляется и профессиональный секрет педагога, выработанный на собственном опыте:
– Моя задача – привить любовь к предмету через посильные и интересные задачи, максимально мотивируя детей на начальном этапе. При этом ставлю серьезные требования к результатам, стараюсь создавать проблемные ситуации, чтобы вызвать у обучающихся азарт. И только потом получается увлечь их во все тонкости и сложности языка".
А чтобы поддерживать этот интерес постоянно, учитель осетинского языка и литературы сделала ставку на внеурочную деятельность как на одно из основных направлений своей работы. "Важно, чтобы ребенок через призму школы видел культурную жизнь, раскрывал в себе творческие способности. Именно поэтому организуем познавательные экскурсии в театры, музеи, ущелья Осетия, проводим различные мероприятия: брейн-ринги, вечера поэзии, "круглые столы", акции, фестивали инсценировок литературных произведений, квесты, – у Мадины Джериевой горящий взгляд, ведь она рассказывает о любимом деле. – В этом году пятиклассники посещают кружок актерского мастерства "Дидинджыты баст". Здесь я делюсь с ребятами навыками, которые приобрела в годы учебы в театральной студии под руководством народного артиста Северной Осетии, драматурга, режиссера Давида Иласовича Темиряева. С уверенностью могу сказать, что каждый ребенок, который принимает участие во внеурочных мероприятиях, запоминает их на всю жизнь, открывает для себя много неизведанного, интересного, а иногда – и дорогу в будущее".
Удивительно и то, что при всей этой многогранной образовательно-творческой деятельности у педагога еще остаются время и желание быть наставником для своих молодых коллег. Так, как в свое время для нее путеводителями в мир учительства стали ее старшие: "Министерством образования созданы различные меры, чтобы привлечь молодых специалистов. Но обязательным фактором в становлении учителя является наставничество. Меня вдохновляет работа с молодыми педагогами, которые хотят расти. Я готова быть рядом!"
За годы моей работы сложилось твердое убеждение, что после общения с учителем должно появляться ощущение одухотворенности. Это как неизменный признак настоящего педагога. Мадина Джериева действительно, как муза, оставила особый шлейф… И уверенность, что из трех признаков идеальной, по ее мнению, школы – творчески работающий мотивированный педагогический коллектив, совершенная материально-техническая база – она точно обеспечит главный – счастливых детей.