Программа, разработанная по поручению главы республики Вячеслава Битарова, реализуется уже второй год: созданы кружки в районах, сформированы специальные матклассы, функционирующие на базе РФМЛИ, осуществляются поиск и поддержка одаренных в этом направлении детей… С одной стороны, о результатах такого усиленного внимания к последователям Пифагора и Евклида говорить еще рано, учитывая, что воспитание юных математиков начинается с 7 класса, и те, кто стал участником нового математического движения, занимаются всего второй год. Однако с другой стороны, талантливые ребята – а иных в этих классах быть и не должно – уже могут раскрывать свой потенциал и демонстрировать первые достижения.
"Конечно, одними из самых главных показателей эффективности развития матобразования является уровень сдачи ЕГЭ и ОГЭ, а также результаты участия в олимпиадах. Но достичь значимого эффекта по данным параметрам можно, лишь повысив уровень профессиональных компетенций учителей математики, ведь образование с каждым днем стремительно меняется, – рассказала руководитель проекта "Развитие математического образования" Екатерина Кодрик. Совершенно очевидно, что задачи программы куда шире, чем ежегодный набор математических классов на базе РФМЛИ, и нужно в целом говорить о повышении качества матобразования в Северной Осетии. – Кроме того, важным показателем является число выпускников школ, которые готовы поступать на специальности и направления подготовки, связанные с высшей математикой".
Действительно, не просто одаренные, но еще и влюбленные в математику настолько, чтобы связать с ней свое будущее, подростки – нынче большая редкость, и не только в нашем регионе. Зачастую это происходит от недооцененности тех перспектив, которые сулит высшая математика. Не исключается и не совсем точная подача всех возможностей, открывающихся перед студентом и будущим специалистом. Однако тех, кто все же услышит зов математики, ждет весьма интересный мир, явно не ограниченный алгебраическими уравнениями.
"Математикой увлекаюсь очень давно. С начальных классов и по сей день участвую в олимпиадах различного уровня. А так как хороший вуз требует хороших знаний, углубленное изучение математики необходимо. Но когда начинаешь ее изучать, процесс захватывает, заинтересовывает, можно даже сказать, появляется определенный азарт, познаешь много нового. У меня есть возможность получать такие знания на базе моей школы, – поделился старшеклассник РФМЛИ Костас Попандопуло (на фото). Уже второй год подряд он вместе с товарищем Георгием Арсоевым, также учащимся лицея, становится призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады, которую проводит компания "Россети". – Я считаю, что делать ставки на матобразование очень перспективно, так как математика – это фундаментальная наука. Хорошие ее знания необходимы особенно для тех, кто увлекается физикой или информатикой, и не только. Без математики великий физик Исаак Ньютон вряд ли бы написал свой труд "Математические начала натуральной философии", в котором из физики с туманными рассуждениями и надуманными "первопричинами" природных явлений буквально сделал новую физику со строго доказательной базой".
Костас не является участником нового проекта, но его достижения в сфере математики – наглядный результат использования того фундамента знаний, на котором сейчас и строится программа по развитию матобразования в республике. Его подход к собственному образованию – явный противовес праздным рассуждениям многих о том, где нам в жизни пригодится математика, если у каждого в телефоне есть калькулятор… "Математика лично у меня в жизни встречается очень часто. Любое мое увлечение, любое хобби связаны с ней. В частности, программирование и физика, в которых тоже без нее не обойтись, – говорит школьник. – И, конечно, моя будущая профессия будет связана с математикой".
Уже на новой неделе в РФМЛИ станут известны имена учеников очередного набора профильного класса, многие из которых согласно надеждам и задачам кураторов проекта также должны связать свои профессиональные пути с этой наукой. "Отбор еще не окончен, но уже сейчас видно, что есть способные ребята, которые готовы изучать математику на профильном уровне. Надеемся, что из года в год он будет только повышаться, ведь для этого и созданы по всей республике математические кружки. Как раз сейчас подрастают ребята, которые занимаются в них уже два года – это нынешние пятиклассники. Сейчас они показывают первые результаты – 12 человек стали победителями и призерами олимпиады образовательного центра "Сириус", – по словам Екатерины Кодрик, каждый успех юных математиков – это не просто повод для гордости, но и мотивация к дальнейшей работе. – Для меня на данный момент самым большим достижением является завоеванное впервые призовое место на Кавказской математической олимпиаде Темурканом Габеевым. Наши младшие школьники тоже показывают хорошие результаты: например, Лиза Чехунова стала победительницей олимпиады для младших школьников. И, конечно, одно из последних событий – достижения Алекса Дарчиева и Александра Галинача. Алекс прошел отбор в математическую школу г. Москвы, а Александр поступил в физтехлицей. Оба – ученики как раз профильных математических классов. Они посещали дополнительные занятия по математике у Игоря Цопанова и Беллы Касабиевой – профессионалов с большим опытом работы. Александр Галинач занимался информатикой с Ириной Молчановой".
Среди тех, кто только на пути к своим победам и вместо лишнего часа просмотра мультфильмов предпочел отдать это время занятиям – Венера Гасиева, которая признается, что хочет связать свою жизнь с точными науками, а они все подвластны математике. "Математика приносит мне удовольствие. Мне нравится учиться, решать задачи, доказывать теоремы. Нравятся чувства, когда ты заставляешь себя думать, находить новые варианты решения. Это открывает новые горизонты в собственном развитии, а также в понимании мира вокруг нас, – в профильном математическом классе на базе РФМЛИ девочка отучилась один год. Для прохождения отбора она предоставила дипломы предметных олимпиад, участия в конференциях, а также преодолела письменный экзамен. – И, конечно же, мне нужна математика, чтобы быть образованным человеком, понимать то, что привносит в нашу жизнь только эта наука. Благодаря знаниям в математике ты всегда сможешь поддержать беседу и, элементарно, не будешь обманутым, к примеру, в магазине".
От таких бытовых желаний к большим вызовам – чем дальше ты погружаешься в изучение математики, тем увлекательнее она и тем более интересные многогранные перспективы рисует твое воображение. "Не люблю говорить о планах до момента их реализации, но у нас есть несколько моментов, которые хотелось бы внедрить в свою работу, – делится руководитель проекта Е. Кодрик. – В этом нам существенно помог и период дистанционного обучения – мы почерпнули много новых ресурсов и методов работы. Плюс будем учитывать предыдущий опыт, исправлять недочеты. Самое главное – сейчас готовимся к сотрудничеству с ведущими математическими школами Юга России и прорабатываем вопросы с коллегами из центра".
Всем этим планам суждено сбыться лишь в одном случае: если ребята будут заниматься, прилагая усилия и желание учиться. Ведь ни одна наука не может развиваться сама по себе – двигателями прогресса являются люди. В нашем случае – влюбленные в математику.