Еще рано подводить общие итоги экзаменационной кампании 2020 года, однако в приросте участников с максимальным результатом по разным предметам уже сомнений нет. Как и в том, что все эти ребята – целеустремленные трудяги, отработавшие каждый полученный балл своим усердием и силой воли.
"Я была в восторге и не верила своим глазам! Это главная награда за все мои труды на протяжении этого учебного года, – рассказывает выпускница школы № 8 г. Моздока Ирина Гериева (на фото справа), которая получила 100 баллов на экзамене по истории. – К ЕГЭ по истории целенаправленно и усиленно я начала готовиться с начала 11 класса. Получала теорию от педагога, закрепляла ее лекциями из интернета, решала тесты, заполняла контурные карты. И, конечно, по прошествии двух-трех месяцев регулярных занятий освежала память на опросах либо на тех же тестах". В планах девушки – стать студенткой университета МВД либо осваивать азы юриспруденции. Но в любом случае знания по истории станут для нее прочной основой для дальнейшего развития, ведь, по словам Ирины, история – это фундамент настоящего: "В ней содержится много знаний, опыта, которые позволяют не совершать людям тех же ошибок, что предшественники. Также она помогает современному человеку понимать происходящие вокруг нас процессы как последствия прошлых событий в стране. Да и в целом, знать основные вехи развития государства – долг каждого гражданина".
Во многом с ней согласна и Елизавета Алексеева (на фото слева), по мнению которой "история – очень политизированная наука. В современном мире ее знание крайне необходимо для понимания процессов, происходящих и в нашей стране, и вообще в мире. История формирует критическое мышление, учит анализировать, а не принимать готовую информацию. И, думаю, только такие люди могут и должны строить будущее нашей страны. Изменим некрасовские строки: "Поэтом можешь ты не быть...", но историю знать обязан. Выпускница владикавказской гимназии № 5 не просто стала участником, получившим максимум на ЕГЭ по истории – на сегодняшний день девушка является пока единственным в этом году в Северной Осетии обладателем 100 баллов сразу по двум предметам: ранее она вошла в число абсолютистов по русскому языку. К этим результатам можно добавить еще и полученные 97 баллов по литературе. В успешном будущем подростка можно не сомневаться. Тем более, что у девушки – не без основания – далеко идущие планы: "Не буду говорить о поступлении, так как имею предубеждение об опасности разглашения своих намерений. Это будет что-то связанное с иностранными языками, ведь я сдавала еще и ЕГЭ по английскому, но уверена: я еще многих удивлю". Здоровые амбиции, немного юношеского максимализма и умение добиваться намеченного – эти качества отличают многих современных молодых людей, и Елизавета – лишнее тому подтверждение. "Для успешной сдачи экзамена никому не советую рассматривать его как погоню за баллами. Нужно научиться любить предмет, видеть для себя практическую пользу от его изучения. Благодаря моему преподавателю, нашим глубоким занятиям, ребятам, с которыми мы стали командой, – такой успех и стал возможен, – делится выпускница. – Для получения максимального результата по истории школьной программы недостаточно, потому что, например, во второй части есть задания, критерии которых требуют углубленных знаний: частных действий исторических лиц (чего нет ни в одном учебнике, я проверяла), умения анализировать исторические факты.
Поэтому определенные периоды разбирала по вузовским, МГУшным учебникам. Благодаря моему педагогу, с которым я дополнительно занималась, у меня был доступ к различным историческим источникам, воспоминаниям современников, что очень важно для понимания и составления детальной картины событий. Много внимания уделяли картам, досконально учили города. ЕГЭ предполагает знание культуры, так что еще разбирала и учила огромное количество церквей, картин, музеев, фильмов, даже станций метро. Словом, работы было очень много. За спиной сотни бессонных, но, как ни странно, приятных ночей".
При этом и Елизавета Алексеева, и Ирина Гериева уверяют, что для успеха на ЕГЭ нет секрета и чудесного средства: "Ключ успеха всегда в усердной работе, детальной проработке материала. Второй фактор: устойчивое эмоциональное состояние. Всем будущим выпускникам желаю относиться к ЕГЭ как к плановой работе, которую нужно выполнить хорошо и показать себя, а не как к экзамену, решающему нашу судьбу. Укрепить эмоциональную устойчивость очень помогает практика – различные олимпиады, конкурсы. У меня за спиной огромный багаж, поэтому ЕГЭ действительно стал "одним из жизненных испытаний", – отмечает Елизавета. А Ирина поддерживает: "Во-первых, у выпускника должно быть желание достичь этого успеха и интерес к предмету. Во-вторых, немаловажно понимать структуру экзамена, что требуется выполнить в каждом задании, а это достигается только практикой. И, наконец, в-третьих, никакого секрета нет, зато есть всем известная и понятная схема подготовки, и просто нужно быть внимательнее и не переживать!"
О том, что не стоит волноваться и тем самым негативно влиять на собственный результат, говорит и третий обладатель 100 баллов Светлана Гуккаева. Ее можно назвать, пожалуй, самым необычным участником ЕГЭ-2020: Светлана – в прошлом учитель истории гимназии №5, имеющая за плечами многолетний педагогический стаж. "Это мой первый опыт написания единого госэкзамена. Никому не говорила о своем участии, но хотела этого давно. Вдохновил пример коллег из Москвы, Питера, Магнитогорска. Понимала, что это очень важный опыт. Нельзя научить водить автомобиль, если сам не умеешь управлять, – справедливо считает стобалльница. – Сдавала в пункте проведения экзамена на базе гимназии № 45. Боялась улыбок и шепота за спиной, но все было корректно. Организация четкая, отношение доброжелательное. Там все выпускники прошлых лет писали. Со мной девушка писала – нога в гипсе. Вот она – герой!"
Интересный эксперимент, который позволил взглянуть на экзамен с еще одной, пожалуй, самой главной стороны – стороны участника, дал Светлане, открытой к новым знаниям и до сих пор находящейся в процессе постоянного обучения и развития, немало пищи для размышлений и выводов. "С историей все не просто. На протяжении ряда лет была экспертом по проверке ЕГЭ, и мы часто спорили с коллегами по поводу ответов. Вот и сейчас были вопросы, которые даже для меня не были однозначными. Доверилась интуиции, – говорит участница, которая уверена, что ученики должны учиться думать и отвечать на вопрос "Почему?". – Нескромно признаюсь, что ожидала и очень хотела получить максимальный балл. Но я знаю, как тщательно проверяют эксперты, поэтому надеялась минимум на 96".
К рекомендациям опытного педагога, а теперь еще и образцового участника ЕГЭ могут и должны прислушаться будущие выпускники: "Очень важный вывод номер один: высокий результат – это многолетняя (!) подготовка в школе, а не только год занятий с репетитором. Это когда мы много читаем и обсуждаем. Это огромный труд. Это чуть-чуть везения и стрессоустойчивость. Убеждена, дети очень волнуются, поэтому здесь нужна и психологическая помощь. Вывод номер два, он, скорее, для учителей: только пройдя через этот опыт, мы можем делать работу над ошибками и готовить детей к экзамену с учетом своих собственных ошибок".
Только смелым покоряются моря, а усердным, целеустремленным и трудолюбивым – целые океаны. И ЕГЭ на этом пути – лишь небольшое препятствие, преодолеть которое помогают знания. Не сбрасывайте их как лишний балласт и творите свою историю – на все сто!