[B]Современные процессы, происходящие в мире и в нашем обществе, неоспоримо свидетельствуют о том, что происходит духовное обнищание большой массы людей, снижается роль моральных регуляторов, влияющих на формирование правовых установок в процессе социализации личности. Для исправления этой пагубной тенденции необходимо повышение правовой культуры населения. Задача не из простых, она является актуальной для всего общества, органов власти и управления. Свой взгляд на решение данной задачи представил доктор юридических наук, профессор, завкафедрой конституционного и административного права юридического факультета Северо-Кавказского ГМИ, заслуженный юрист РФ, член президиума совета судей А. М. ЦАЛИЕВ в своей очередной монографии "Вопросы правового воспитания, повышения правосознания и правовой культуры". [/B]
Положения данной работы стали предметом рецензирования таких ведущих ученых в области конституционного права, как заместитель директора по научной работе Юридического института Пятигорского государственного университета и директор Северо-Кавказского центра избирательного права и процесса, руководитель Северо-Кавказского научно-образовательного центра политико-правовых проблем, доктор юридических наук, профессор Л.А. Тхабисимова и доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" Р.М. Дзидзоев. В издании книги оказал содействие И.Г. Кесаонов, руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия – Алания.
Хочется познакомить наших читателей с основными постулатами известного ученого и практика в сфере юриспруденции, а также одного из постоянных авторов нашей "СО". Тем более что некоторые его мысли, неоднократно озвученные сейчас, приобретают свою актуальность в связи с необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с принятыми поправками в текст Конституции РФ 1 июля 2020 года.
Правосознание, будучи важной формой общественного сознания, является необходимым условием формирования демократического правового государства и одновременно – его обязательным элементом. Как справедливо отмечал выдающийся российский юрист И.А. Ильин, "одной из причин распада Российской империи являлось отсутствие продуманной политики воспитания. Народы и государства держатся только правосознанием своих граждан и своих правителей. И от воспитания его зависит вся будущность России".
В книге на конкретных примерах, большинство из которых связано с правоприменением в нашей республике, рассматриваются и анализируются роль и деятельность законодательных (представительных) органов, органов суда, юстиции и прокуратуры в правовом воспитании граждан. Имея большой практический опыт, автор обосновывает свою мысль в отношении того, что важнейшей формой идеологической работы является повышение правосознания и правовой культуры путем правового воспитания.
Но есть ли сегодня в нашей республике программа этих действий? Ответом на вопрос служит предлагаемый А.М. Цалиевым проект целевой программы по правовому воспитанию с целью создания условий, способствующих формированию установок правомерного поведения наших граждан. Следует согласиться с автором, что начинать эту работу целесообразно с юношеского возраста по типу того, как в советские времена учащиеся 8-х классов общеобразовательных школ изучали основы советского государства и права.Что мешает нам сегодня в качестве эксперимента внедрить подобный предмет в школьные программы нашей республики?
Именно этот курс еще со школьной скамьи должен читаться нашим юным гражданам, кстати, уже получившим паспорта в 14 лет, помогать им осознавать верховенство российских законов над пресловутыми законами из категории "международное право" в случае их несоответствия нормам Конституции РФ. Он будет способствовать помимо образовательной воспитанию активной позиции в политико-правовой сфере общества, пропаганде знаний прав человека и способов их защиты и организации эффективной системы просвещения и образования, содействующей повышению правовой культуры населения.
В наши дни, когда усилиями геополитических противников России не только запущен процесс фальсификации российской истории, в особенности ее политико-правового аспекта, но и искажается картина настоящего, обществу и прежде всего молодому поколению стремятся навязать не только культ силы, но и культ нигилизма. В этих условиях для достижения объективного понимания прошлого необходим анализ настоящего. В то же время накопленный опыт также во многом помогает не только осмысливать сегодняшние события, но и с их учетом прогнозировать эффективные ответы на вызовы современности.
Автор предлагает найти возможность интеграции традиционных и современных норм права в законодательство и практику его применения. В этом плане рекомендуется в преамбуле Конституций Северной и Южной Осетий предусмотреть отдельный пункт следующего содержания: "Признавая и учитывая социальную ценность как писаного, так и неписаного права, их историческую и предметную связь и место в правовой системе Осетии", а также исключить ч. 2 ст. 12 Конституции РСО–А в части запрета на установление государственной идеологии, закрепив вместо этого конституционное положение о том, что "основы государственной идеологии составляют нормы, принципы и ценности, предусмотренные в Конституции РФ и Конституциях Северной и Южной Осетий".
Конечно, вышеназванным не завершается оценка положительных сторон исследования, но рамки газетной публикации требуют лаконичности изложения. Ограничимся общим выводом – рецензируемое издание представляет собой первую успешную попытку систематизации многовековой государственно-правовой истории осетинского народа, начиная с глубокой древности и заканчивая историей наших дней.
Конечно же, сочинение А.М. Цалиева не лишено и определенных недочетов и спорных моментов. Например, в ней недостаточно внимания уделяется работам, посвященным теме монографии в таких солидных научных изданиях, как журналы "Государство и право" и "Журнал российского права", изданных за последние годы.
Нам представляется, что рецензируемая книга не только заинтересует профессиональную часть нашего юридического сообщества, но и будет востребованной в образовательных коллективах, где ныне весьма остро стоят проблемы улучшения правового воспитания, и материалы могут быть использованы в качестве учебного пособия. Издание рекомендуется преподавателям и студентам учебных заведений, государственным служащим, депутатам, работникам судебных и правоохранительных органов, широкому кругу читателей.