[B]Перед вами картинки предметов, из которых нужно выбрать живые организмы и пояснить, чем живая материя отличается от неживой. На следующем этапе – новая задача: в лесу приготовлена смесь из ягод и воды, дана пропорция, процентное соотношение воды, необходимо высчитать количество малины. Эти и другие задания на смекалку, сообразительность и проверку базисных знаний входили в метапредметный тест для отбора в химико-биологический класс.[/B]
Уже второй год в Северной Осетии реализуется программа развития химико-биологического образования, в которую на данный момент был вовлечен один класс. Сейчас проходит второй конкурсный отбор, новый набор также будет заниматься на базе 27-й школы. Это семиклассники, желающие углубленно изучать естественные науки и готовые аккумулировать свои силы и время для занятий как на уроках, так и за рамками.
"Мы не имеем права кардинально менять общеобразовательную программу 7-го класса, расширение химико-биологического образования будет идти за счет внеурочной работы до тех пор, пока дети не подойдут к профильному обучению в старших классах, – рассказывает руководитель проекта Зарета Кантемирова. – Огромная работа была проведена по развитию дорожной карты взаимодействия с вузами – в этой программе участвуют СОГУ, ГГАУ и СОГМА. Окончившие эти классы обязательно будут иметь льготы при поступлении".
Активные, любознательные ребята заполнили сразу несколько аудиторий – такого большого потока желающих явно не ожидали. Набор в класс – до 30 человек. Конкурс вырос до 4–5 человек на место. Примечательно, что большой интерес проявляют и школьники из районов республики, тем более, что для них будут организованы спальные места, а также приложены все усилия для устройства их быта.
"Хоть у меня и "четверка" по биологии, мне очень нравится этот предмет. Я уверена, что получу здесь необходимые мне знания, чтобы потом выбрать нужную профессию в медицинской сфере. Я готовилась к отбору, дополнительно занималась", – поделилась ученица школы № 2 г. Алагира Армилла Гиоева. Свое будущее связывают с медициной и учащиеся владикавказской СОШ № 11 Арнелла Хачатрян и Маргарита Соболева. "Очень люблю медицину. Много раз бывала в больнице, поражалась смелости врачей и решила для себя: стану одним из них", – говорит Маргарита. Ее будущая коллега Арнелла тоже с детства интересуется всем, что связано с медициной: "Очень хочу стать врачом и решила попробовать сделать первый шаг, пройдя отбор в химико-биологический класс. У меня мама, тетя, бабушка и прабабушка – все врачи, хочу продолжать династию!
"Ребята проходят метапредметный тест: он не включает очень строгие предметные знания, потому что ребенок мог недополучать что-то в школе. Задания скорее отражают способность мыслить в области естественных предметов. Например, там есть примитивные вопросы по химии из области природоведения. Или же задание на умение высчитать пропорцию, на сообразительность", – по словам Зареты Кантемировой также учитывается средний балл успеваемости ребенка в школе, однако, если экспертам очень понравится сама работа, то акцентировать внимание на общей успеваемости не будут. – У нас есть пример в первом наборе класса: мальчик не очень успевает по другим предметам, зато показывает такие фантастические вещи по биологии! Поэтому надо с каждым ребенком работать отдельно".
Поддержать детей пришли родители, которые в целом приветствуют их стремление уже в средней школе углубленно изучать определенные предметы и системно готовиться к будущему поступлению. "Сын очень любит биологию, хочет в будущем стать медиком. Если он пройдет отбор, то это позволит укрепиться в этом направлении, получать расширенные знания", – считает мама Владимира Караева Татьяна. Мама Ангелины Фардзиновой Нонна, которая приехала на отбор из Алагира, убеждена, что если у детей есть шанс попробовать свои силы, то им нужно воспользоваться, но результаты отбора никак не должны влиять на увлечения ребенка и он может и дальше продолжать заниматься любимым предметом.
Для того, чтобы желание школьников учиться и развиваться в химико-биологическом направлении было подкреплено еще и материально-технической базой, в прошлом году здесь, в 27-й школе был оборудован специальный медицинский класс. Это уникальная площадка не только для участников проекта, но и для педагогов, а также для всех учащихся, которые занимаются в химико-биологических кружках. Как пояснила руководитель проекта, будет и впредь закупаться и химическое оборудование, и учебно-биологическое для ежедневных уроков.
Каким оно будет – поколение медиков, которое вырастет из этих, совсем еще юных ребят, принявших решение серьезно подойти к накоплению полезных знаний? Это покажет только время, но уже сейчас, в самом начале своего становления, у программы развития химико-биологического образования есть несомненный эффект – дети с подросткового возраста учатся четко формулировать свои запросы на будущее и понимают, что им нужно упорно учиться для достижения заветной цели.