[B]Впервые в России профессиональное торжество, объединяющее всех работников стальных магистралей, стали отмечать ещё в позапрошлом веке. Выходит, это один из старейших "профдней" в нашей стране, как, собственно, и сама железнодорожная отрасль экономики. [/B]
Долгие годы она была и одной из самых успешных: к концу XIX века по росту рельсовых путей сообщения Россия занимала лидирующую позицию в мире. Стальные нити дорог соединяли не только Москву и Петербург, но и отдаленные города Средней Азии и Урала, Кавказа и Дальнего Востока. А рекордную протяженность Транссибирской магистрали, составляющую без малого 10 тысяч километров, удалось "перекрыть" лишь совсем недавно – в 2014 году. В 2020-м году отмечаемый ежегодно в первое воскресенье августа День железнодорожника выпадает на 2-е число.
…В январские дни 1913 года началась биография Владикавказских железнодорожных мастерских, ныне АО "Владикавказский вагоноремонтный завод им. С. М. Кирова". За время первых пятилеток железнодорожные мастерские с кустарным производством выросли в предприятие, способное ремонтировать грузовые, пассажирские и служебные вагоны. Расчетная проектная мощность комплекса – 250 вагонов при условии двухсменного режима работы. В рамках реконструкции завода в колесном цехе было построено новое демонтажно-моечное отделение, на площадях которого расположено новое оборудование, поточные линии, балансировочный комплекс для скоростных колесных пар, 141–160 км/ч, позволившие выйти на мощность 8000 колесных пар в год.
Услуги по ремонту осуществляются с привлечением специалистов, имеющих большой опыт и большую практическую базу работы с вагонами всех типов.
40 лет трудится на Владикавказском вагоноремонтном заводе Эдуард Харебов (на фото). Эдуард Иванович – высококвалифицированный специалист, имеет личное клеймо. В совершенстве владеет технологией ремонта автотормозного оборудования пассажирских и грузовых вагонов.
Помимо ремонтных работ, ему доверяют проверку качества ремонта и испытание оборудования после ремонта. В 2015 году бригадой, в которой работает Эдуард Иванович, был освоен ремонт пассажирских вагонов. Объем выпуска пассажирских вагонов из ремонта составил 140 единиц. Выработка на одного работника по цеху составила 756 тыс. рублей. В следующем году при непосредственном участии Эдуарда Ивановича был освоен ремонт автотормозного оборудования пассажирских вагонов открытого типа в объеме КР-1, КР-2 и жестко-купейных вагонов. Через год Эдуард Харебов провел работы по испытанию стендов автоматического регулятора режимов торможения и автоматического регулятора тормозной рычажной передачи, что позволило повысить производительность труда участка на 10 %. В 2018-м по предложению Эдуарда Ивановича пересмотрены технологические карты ремонта автотормозного оборудования, что позволило провести работы по совмещению профессий работников участка, исключить неэффективные операции и повысить производительность труда участка на 20%. С 2019 года Эдуард Иванович является руководителем производственного обучения рабочих, впервые пришедших на завод. Щедро делится с ними своим опытом и знаниями, стараясь привить уважение к рабочей профессии.
Еще один ветеран вагоноремонтного – Андрей СПИЦИН (на фото) – трудится на заводе более 30-ти лет. Профессионал высокого класса, он выполняет токарные, фрезерные работы по изготовлению деталей для пассажирских вагонов любой сложности. Работает на всех моделях станков. Владеет всеми видами токарной обработки, фрезерными, сверлильными и другими операциями, которые требуют филигранной точности. Андрей Спицин – рационализатор. Благодаря двум его рацпредложениям, направленным на эффективное использование приспособлений к токарным станкам и уже внедренным в производство, производительность труда повысилась на 10%. За годы работы на предприятии подготовил множество молодых специалистов, которые постигали сложную профессию под руководством опытного наставника. В 2018-м Андрей Спицин и сам освоил новую профессию – слесаря механосборочных работ и помимо токарных стал выполнять слесарные работы, что позволило повысить производительность механического участка ремонтно-заготовительного цеха. В 2019 году Спицин вместе с работниками технического отдела участвовал в разработке чертежей втулок деталей на пассажирские вагоны.
К профессиональному празднику – Дню железнодорожника оба мастера высокого класса представлены к награждению Почетной грамотой Республики Северная Осетия – Алания.
Сегодня, чтобы структура ЖД работала без перебоев, задействован труд огромного числа людей. При этом по характеру работы их профессии сильно отличаются: одни предполагают тяжелый физический труд, другим нужна мгновенная реакция, третьим не обойтись без глубоких технических знаний. Но все они – машинисты, диспетчеры, инженеры, проводники, мастера по ремонту, составители поездов и пресловутые стрелочники, 2 августа 2020 года – виновники торжества, в их честь – поздравления и здравицы. А если учесть, сколько человек ежедневно прибегают к услугам железнодорожного транспорта, то, без всякого сомнения, мы все имеем отношение к данному празднику.