[B]С 2019 года Правительство РФ проводит работу по повышению прозрачности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, ускорению доведения средств до регионов. В результате 94% от общего количества межбюджетных трансфертов были распределены в конце 2019 года в законе о бюджете. А для своевременного расходования средств регионами еще до начала года были заключены соглашения по большей части из них – 99,7% от общего количества по субсидиям и порядка 80% по иным межбюджетным трансфертам. [/B]
Формально же до сих пор действуют другие сроки заключения соглашений: для субсидий в Бюджетном кодексе установлен срок – 15 февраля, а требование по иным межбюджетным трансфертам ежегодно определяется законом о бюджете – 1 апреля. "Мы подготовили поправки, которые закрепляют в Бюджетном кодексе ускоренные сроки заключения соглашений по субсидиям и иным межбюджетным трансфертам – до 1 января. Поправками также фиксируются сроки распределения иных межбюджетных трансфертов. За редким исключением они должны распределяться до 1 января. Распределение межбюджетных трансфертов и заключение соглашений по ним до начала очередного финансового года обеспечит максимально справедливое, прозрачное и ускоренное доведение средств до регионов и позволит минимизировать риски неопределенности при формировании бюджетов субъектов РФ", – отметил министр финансов РФ Антон Силуанов, комментируя предлагаемые изменения в Бюджетный кодекс. Такой порядок не будет распространяться на иные межбюджетные трансферты, предоставление которых осуществляется за счет остатков бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на начало текущего финансового года, и ряд других случаев.
Поправками предусмотрен порядок оперативного перераспределения объемов иных межбюджетных трансфертов, не востребованных при заключении соглашений. "Экономия будет направляться в резервный фонд Правительства РФ для оказания финансовой помощи региональным бюджетам. Это механизм оперативного перераспределения средств помощи регионам с учетом текущей ситуации, национальных приоритетов, возможностей регионов по софинансированию", – подчеркнул министр.
Также предлагается ввести ограничения по резервированию объемов ИМБТ по аналогии с субсидиями. Так, в первый год планового периода в резерв можно отправить не более 5% средств федерального бюджета, предназначенных для региона, во второй год – до 10%.
Еще одна поправка, особенно важная для регионов – уровень софинансирования мероприятий госпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" из федерального бюджета будет приравнен к софинансированию по нацпроектам. "По факту речь идет о дополнительной поддержке инициативных проектов на местах: обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, велосипедных дорожек и автомобильных парковок", – сказал Антон Силуанов.
В поправках предусмотрен еще целый ряд инициатив в части повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов и повышения качества планирования расходов, которые в комплексе позволят региональным властям достигать более высоких результатов на местах. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс приняты Госдумой в третьем чтении.