[B]...В последний раз школьную форму я надевала два года назад. На линейке в лентах выпускников мы радовались, грустили, прощаясь со школой, и страшились предстоящих экзаменов. И даже сейчас, будучи студенткой, мне довольно интересно наблюдать за процессом под названием "единый государственный экзамен", ведь изменения в итоговой аттестации отражают в целом изменения системы нашего образования, частью которого являюсь и я, учась в вузе.[/B]
Этот год сложился необычно. Карантин из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции отличил его от предыдущих. Он сопровождался переходом на дистанционное обучение как школьников, так и студентов. Опыт, нужно сказать, мы все получили такой впервые. Хочется отметить, что наряду с ограничениями появились и возможности, которыми каждый воспользовался по-разному. Думаю, что наибольшую выгоду смогли извлечь те ребята, кто обладает высоким уровнем самоорганизации, или же те, кто решил развить его во время пандемии. Дисциплинировать себя и заставить заниматься, зная, что тебе никто не поставит "не был" в журнал – мастерство, когда соблазн велик. Есть одно важное "но", которое позволяет сдвинуть себя с дивана и пересесть за компьютер не ради развлечений – знания. Это тот редкий товар, который не потерял в цене даже во время карантина и неизбежного экономического кризиса. И, как оказалось, нынешние выпускники школ очень хорошо разбираются на "рынке ценных бумаг": даже не аттестат с хорошими оценками, но, скорее, аттестат, подкрепленный не менее хорошей эрудицией, сможет стать для них лучшим проводником в будущее, нежели связи или деньги, которые рано или поздно имеют свойство заканчиваться.
И как мне кажется, дистанционное обучение пошло на пользу нынешним выпускникам, у которых появилось больше свободного времени, в том числе и на подготовку к ЕГЭ. Новые обстоятельства поменяли и расставили приоритеты, а они сумели сконцентрироваться на важных вещах и успешно сдали экзамены. Высокие баллы – результат учебы, стараний и зачастую – дополнительных занятий во внеурочное время. И как подтверждение этому – цифры, выведенные в статистику.
Моя подготовка к ЕГЭ проходила следующим образом: я шесть раз в неделю по вечерам занималась с репетитором, одновременно готовилась к контрольной по тригонометрии, читала "Войну и мир", решала генетические задачки и делала еще много другого, правда, это "другое" зачастую не было нужным. Казалось, что все валится из рук, что поезд уходит, а я бегу за ним по перрону.
Карантин поменял взгляды на многое, например, большинство офисных работников всегда могли работать удаленно и поняли это благодаря самоизоляции. Так, моя мама, которая занимается размещением рекламы, спокойно выполняла свои задания, не выходя из дома. А старшеклассники, занимаясь нужными для экзамена предметами, получили отличные результаты. Тогда почему бы не пересмотреть систему обучения для 10–11-х классов?
Основную базу знаний мы получаем в средней школе, далее – лишь дополняем их, зачастую не запоминая все, что кажется лишним или ненужным. Не лучше бы было – разумеется, с согласия большинства учащихся – позволить им участвовать в создании школьной программы? Выпускники бы выбирали профильные классы и занятия и таким образом получали бы углубленные знания. Именно так поступают, например, в Германии. Да, сегодня на рынке труда востребованы и ценятся многофункциональные специалисты. Но, к сожалению, система, когда мы учимся всему и понемногу, устарела. А вот грамотное распределение интеллектуальных ресурсов, возможность расширенного изучения метапредметных дисциплин с лекциями по коммуникативности и проектированию – это то, что нужно сегодня. Это возможность для российского образования идти в ногу со временем, не изменяя сложившимся традициям... Так давайте грамотно использовать свой потенциал!