[B]Юрий КОМАРОВ, старший научный сотрудник Северо-Осетинского государственного заповедника: [/B]<br>– Наша республика сама по себе дивный край, привлекающий туристов со всех уголков страны, а когда откроется всесезонный курорт "Мамисон", поток желающих увидеть наши красоты в разы увеличится. Тем не менее работать над повышением привлекательности Осетии нужно. В том числе, готовить профессиональных компетентных гидов, которые сопровождали бы туристов в экскурсиях. Большое значение имеет и современный придорожный сервис. Туристам необходимо предоставить возможность пообедать в кафе, купить национальные сувениры, отдохнуть. Насколько я знаю, планов в этом направлении в республике много, надеюсь, они будут реализованы.
Владислав САЛОМАТОВ, турист со стажем, г. Моздок:
– Хочется развивать внутренний туризм. Мой младший брат Станислав окончил в Москве институт физкультуры и спорта, создал клуб по пляжному волейболу, параллельно занимается туризмом. Он собрал группу из 50 москвичей – детей с родителями, организовал лагерь в Дзинаге. С разрешения пограничников гости смогли покорить несколько вершин, видели ледники, ставили палаточные лагеря. Москвичи остались очень довольными. Я с казаками, главами станиц тоже организовал группу из местных ребят для участия во всероссийской программе "Страна героев", где одним из базовых лагерей заявлен наш "Тамиск". Однако поездка все время откладывается в связи с ситуацией по коронавирусу. Очень жаль!
Кристина Е., менеджер торговой сети:
– Я уже несколько лет живу и работаю в Москве, но регулярно приезжаю в Осетию и не теряю связи, тем более, что планирую вернуться сюда обратно. На протяжении последних 5-6 лет в моем графике отпуска непременно значится посещение горных курортов, но, к сожалению, родные горы находятся в конце списка. И вовсе не потому, что я их не люблю или они мне приелись. Исходя из соотношения цена – качество предоставляемых услуг и сервиса, они значительно уступают тому же Приэльбрусью или Архызу, особенно, если мы говорим об отдыхе в зимнее время и зимних видах спорта. Любой, кто едет на курорт, готов отдавать свои деньги за все, что будет сопутствовать его отдыху. Но это должны быть адекватные средства, которые пропорциональны эмоциональной и материальной отдаче. У нас работают целые факультеты, обучающие туристическому и гостиничному бизнесу, однако результат пока что не очень заметен.
Залина Б., журналист:
– Мы хотим быть привлекательными для туристов, но наше хваленое гостеприимство должно быть показано на практике. Не совсем уместные замечания в адрес туристов, буллинг в соцсетях, нежелание развивать сервис, неумение быть клиентоориентированными и доброжелательными к гостям – это явно не то, чего ждут потенциальные туристы. Для любого государства или города есть определенные правила поведения, но они должны быть не надуманными, а общепринятыми, общепризнанными и находиться в максимальном доступе для приезжих. И стоит тогда, наверное, начать с удобного и широко раскрученного портала о Северной Осетии, с обязательно работающей "горячей линией", где любой приезжающий в республику человек смог бы ознакомиться со всей этой информацией, найти для себя полезные сведения и получить исчерпывающие ответы на все свои вопросы.
Олег БУТУЕВ, АМС Ирафского района:
– Красивых мест на земле много, но в таком сочетании, как в горной Дигории, с учетом сохранения девственности, первозданности природы, практически нет. И увидеть эту красоту нынешним летом приехало много туристов. На туристических базах и в альпийских лагерях, расположенных здесь, практически нет мест. Но не факт, что после открытия границ для зарубежного туризма их число не сократится. А чтобы этого не случилось, надо сделать так, чтобы людям было комфортно и у них было желание приезжать сюда из года в год. А нам надо ускорить темпы развития инфраструктуры, сервис и обслуживание должны соответствовать мировым стандартам, и, конечно, нужны квалифицированные кадры.
И еще. В Северной Осетии очень много минеральных источников, лечебных трав, поэтому надо создать условия, чтобы сюда ехали и за оздоровлением. В недалеком прошлом на берегах реки Урух в летние месяцы было всегда многолюдно. Люди с проблемами дыхательных путей приезжали сюда и жили в палатках и шалашах, чтобы "надышаться".
Злата САРКИСЯНЦ, студентка СОГУ:
– По моему мнению, следует делать упор на историческое наследие, культуру – нам есть чем гордиться и что показать гостям. Аутентичность культуры нашей республики и есть тот ключ, который будет способствовать развитию туризма в регионе.
Анатолий ПОКРОВСКИЙ, предпенсионер:
– "Секреты" успешного бизнеса давно известны: реклама, низкие цены, высокое качество, доступность товара или услуги, а сегодня это еще и безопасность. Чтобы привлечь туристов в Осетию, необходимо "раскручивать" ее достопримечательности и сервис, он должен быть лучше и дешевле, чем у наших соседей, до красот надо быстро и удобно добираться, и, наконец, надо вернуться домой полным впечатлений, целым и невредимым! Если у нас пока мало туристов, значит, чего-то из названного не хватает!