Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Лисри: музей под открытым небом

[B]Кавказ. Осетия. Чарующие горные пейзажи Туалии… В одном из ущелий края – Мамисонском – есть аул со странноватым названием "Лисри". Здесь наше "родовое гнездо", могилы деда, прадеда, прапрадеда…[/B]

Величественно возвышающиеся над саклями башни, древние культовые сооружения, церковь без купола, под шатким мостиком поигрывающий булыжниками горный поток, целебные источники, пышная растительность, изумительной красоты цветы вдоль извилистой дороги. Над безлюдными улочками аула высоко в небе парит орел…Покой… Тишину нарушает лишь щебетанье птиц… Поистине, лучшего места для общения с Небом не сыскать. В древности здесь проходил Великий Шелковый путь. Странствующие по свету купцы, путешественники и абреки были свидетелями социального устройства многолюдного сурового края. По преданию, топоним "Лисри" возник в XVII веке, после того как свободолюбивые жители горного села проявили непокорство, отказавшись выйти поприветствовать высокопоставленного гостя, следовавшего по той дороге, что впоследствии стали называть "паддзахы фæндаг", "Военно-Осетинская дорога". Как называлось поселение прежде (до XVII века), увы, не известно.

В наши дни – при издании книг, при съемках историко-этнографических телепередач – исследователи и гиды-краеведы не упоминают некоторые фамилии проживавших здесь осетин. И это несмотря на то, что, по данным переписи, проводимой в XIX веке, в этом горном поселении проживало несколько семейств, в частности, фамилии Рамоновых. По количеству кладбищенских захоронений можно было бы определить, что в числе жителей аула было немало людей из рода Рамона. По данным переписи 1886 года, в ауле Лисри проживали представители фамилий Сидаковых, Дарчиевых, Моураовых, Айларовых, Добаевых, Рамоновых.

В период проведения переписи в доме моего 50-летнего прадеда Рамонова Тото Салыковича проживали его жена Пруп (Дзанаева), два сына (15-летний Паша и 5-летний Георгий), две дочери, взрослые дети ушедшего из жизни брата (21-летний Елкан с сестрой и женой). Жизнь в суровом горном крае была тяжелой. Понятие "фыдæлты æгъдау" (включающее обычаи, свод установлений мудрых предков, в том числе и легендарного прародителя, родоначальника Рамона) все еще главенствовало, но коррективы жизнь вносила настолько серьезные, что даже земледельческий праздник "Рамон бон" осетины стали называть просто "Хор-хор" в угоду церковнослужителям (личные имена из народного календаря следовало забыть). Несмотря на заложенное традициями трудолюбие, все жители Осетии испытывали большие трудности из-за малоземелья. Часть населения переселилась на равнину. Примкнули к переселяющимся и некоторые жители Лисри. Известно, что поселение, называемое "Дарг-Кох", заложено было в 1847 году представителями рода Рамона и выходцами из села Какадур – Саламовыми. Впоследствии же – полвека спустя – многие в поисках лучшей доли стали отправляться в Америку, Канаду, Австралию…Вот и мой дед – Георгий Тотоевич – в конце XIX века подался в Америку "на заработки", заработал кое-что, однако, глядя на нуждающихся в помощи, примкнул к тем, кто и за границей, и в Осетии щедро раздавал заработанное бедствующим.

К сожалению, дед наш рано ушел в мир иной: в 1919 году заболел тифом, в качестве проводника сопровождая в Южную Осетию отряд, возглавляемый Евгением Давидовичем Рамоновым – наркомом здравоохранения Осетии, будущим доктором медицины и одним из руководителей Института гематологии; легендарным доктором, лечившим Ленина после совершенного покушения на него эсерки Каплан. В том году от тифа умерло немало малолетних жителей села, в том числе и годовалая сестренка моего отца (похоронены они все на сельском кладбище, за рекой). В качестве дополнения к изложенному, приведу строки из автобиографии Е.Д. Рамонова: "Во Владикавказе был избран в городскую организацию РКП (б), членом исполкома Совдепа и обнарсовета и комиссаром здравоохранения Горреспублики. В 1919 году, после падения советской власти в Терской республике, мне пришлось отступить в горы, где в течение пяти месяцев выдерживал деникинскую осаду. Руководил вместе с Тогоевым и Абаевым партизанскими набегами на тыл Деникина. После падения советской власти в красных горских ущельях и при истощении всех съестных и боевых припасов мне пришлось с остатками вооруженных сил отступать через неприступные ледниковые горы в Грузию, в Кутаисскую губернию. Попал в лагерь интернированных. Вместе с Ш. Абаевым бежал из него, принял вместе с товарищем Санакоевым участие в вооруженном восстании против меньшевистского правительства …"

В славном поселении Лисри почти все были связаны родственными узами. Скажем, из рода Рамона были Добаевы, Амрановы, Баевы (часть из них перебралась в Дарг-Кох). В ауле часто объявляли "зиу" (общественные работы типа нынешних субботник. Сообща построена была церковь, помещения для обучения детей грамоте, вместе возвели несколько сторожевых башен, поэтому назову все фамилии, указанные в посемейном списке селения Лисри за 1886 год. Это и семейство Гаева, Зазаева, Икоева, Кучиева, Текаева…

В ауле было построено немало башен (примерно 14–16). На вершине одной из них заложен камень с изображением змеи. Этот древний камень – что-то вроде оберега, тотема рода Рамона. Согласно легенде, как-то раз змея подползла к плачущему младенцу, оставшемуся без присмотра взрослых во время полевых работ, и успокоила его, подав ему кончик своего хвоста вместо соски. Род наш издревле почитал все живое на земле (как фауну, так и флору), а уж после такого случая ряды почитающих пополнили и аульчане других родов. Этот вид пресмыкающихся почти все в округе стали воспринимать как священных существ. Ребенку, сдружившемуся со змеем, дали имя Домбай. Спустя века, при строительстве башни, Дарчиевы, возводившие ее совместно с односельчанами-родственниками, решили сохранить тотем, закрепив его на верхотуре. То есть камень с изображением змеи – это не просто "архитектурное декоративное украшение", это родовой камень наших предков, потому-то башню (гæнах) воспринимали не как хозяйственную постройку, а нечто большее.

В начале 30-х годов XX века моя бабушка Итта (Мысирæт) – вдова Георгия Рамонова – вместе с двумя сыновьями сменила местожительство ("в связи с руководящим указанием", аульчан следовало переселить в селение Кирово). Но все же красота родного ущелья была столь притягательна, что при каждом удобном случае они отправлялись в горы, в свой аул. Именно отсюда в июне 1941 года ушел на фронт и мой отец. К тому времени его младший брат, служивший в воинской части на западе страны, уже воевал. Общеизвестно, что в 1942 году фашистам не удалось пройти вглубь Алагирского ущелья – враг был остановлен у Тамиска. Так что в ауле Лисри в период оккупации равнинной части Осетии появлялись лишь те, кто ушел в леса к партизанам. Враг не ступил на эту землю, но все же спустя два года – в 1944 году этот изумительной красоты уголок края обезлюдел…

Красавец Лисри – свидетельство отменного художественного вкуса наших предков. И даже сегодня, со слезами на глазах глядя на развалины этого аула, воспринимаешь его как музей под открытым небом. Будущее этого дорогого нашим отцам уголка земли, напоминающего о корнях, представляется лишь в виде этнографического комплекса (с отселком Камсыхо). Понятно, что немыслимый труд и вложения требовались для строительства дивной красоты сооружений, столь живописно расставленных на берегу реки. И, конечно же, следует восстановить утраченное, поскорее вернуть былую красоту разрушенным во время землетрясений памятникам осетинского зодчества. Не хотелось бы, чтобы этот аул и его окрестности были изуродованы строениями из современных строительных материалов. Немало лет уже республика в ожидании открытия горно-рекреационного комплекса "Мамисон". Надеюсь, что мечты все же сбудутся…

При "реализации программ туристического характера", думаю, вновь возникнут вопросы по статусу Лисри. А почему этому аулу не стать неотъемлемой частью Национального музея республики? На мой взгляд, это было бы здорово. Это была бы прекрасная возможность доставить радость людям, жаждущим окунуться в завораживающий мир прошлого, мир средневековья Осетии…

Аул Лисри не может принадлежать лишь отдельным осетинским родам. Этот архитектурный комплекс – наследие предков всему человечеству. В ответ на это утверждение хотелось бы услышать разумное: "Музею быть!"

Автор: Рита РАМОНОВА, актриса, драматург

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2797

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика