Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) давно стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого из нас. Современный мир невозможно представить без высокоскоростного Интернета, возможности проводить безналичные платежи через онлайн-приложения, пользоваться электронными госуслугами, облачными технологиями и т.д.
Вместе с тем любой виток научно-технического прогресса наряду с безусловными преимуществами всегда влечет за собой новые опасности и угрозы. Особую актуальность приобретает проблема использования ИКТ в преступных целях. Если в 2016 г. ущерб мировой экономики от деятельности киберпреступников оценивался приблизительно в 500 млрд долларов США, то в 2018 г., по оценкам ООН, эта цифра достигла полутора триллионов долларов. С учетом корректив, внесенных в нашу жизнь пандемией Covid-19, когда большинство из нас было вынуждено уйти на удаленный режим работы, чем не преминула воспользоваться мировая киберпреступность, можно предположить, что по итогам 2020 г. сумма глобального ущерба возрастет в 2–3 раза. За время пандемии количество электронных писем, содержащих вредоносные программы и фишинговые сообщения, увеличилось более чем в 6 раз.
Если еще 30–40 лет назад никто не задумывался о возможности использования ИКТ в военно-политических, террористических и других преступных целях, то сейчас противодействие такому их применению становится приоритетным для всего международного сообщества.
Решение этого вопроса видим, прежде всего, в выработке универсальных инструментов по регулированию ИКТ-среды. Аналогию можно провести с тем периодом, когда на фоне развития атомной промышленности человечество столкнулось с угрозой полномасштабной ядерной войны, однако, в результате конструктивного диалога СССР и США данный сценарий был предотвращен путем заключения в 1968 году Договора о нераспространении ядерного оружия. Сегодня, как и 50 с лишним лет назад, мир вновь стоит перед необходимостью создания системы предотвращения, но на этот раз – милитаризации цифровой сферы.
С гордостью можно сказать, что в этих вопросах, в частности, и в обеспечении международной информационной безопасности (МИБ) в целом России исторически принадлежит инициативная роль, прежде всего, в рамках самой авторитетной и представительной международной организации – ООН. Еще в 1998 г. Россия первой с трибуны всемирной организации предупредила мир о зарождающихся киберугрозах и предложила путь противодействия им.
Наша принципиальная позиция основана на следующих постулатах:
• С учетом того, что масштаб киберугроз настолько велик, что справиться с ними можно лишь усилиями всего человечества, в их обсуждении и решении должны участвовать все государства и заинтересованные стороны.
• Главная цель переговорных усилий – предотвращение войн, конфликтов и любых агрессивных действий в информационной сфере. Залогом реализации этой задачи считаем выработку и развитие универсальных правил ответственного поведения государств в цифровом пространстве. Их ключевой смысл – заложить основу мирного взаимодействия государств в нем.
• Поиск универсального решения и работа над такими правилами поведения должны осуществляться под эгидой ООН.
За более чем 20 лет России удалось добиться значимых успехов в продвижении этих подходов, однако, настоящей революцией на этом направлении можно считать 2018 год. Тогда Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов (119) приняла инициированную нами резолюцию № 73/27 "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности", которая содержит ряд исторических новаций.
Во-первых, это закрепление в официальном документе ООН первоначального свода из 13 правил ответственного поведения государств. По сути, это первые в истории "правила дорожного движения" в цифровой сфере. Речь идет о таких принципиально важных обязательствах государств, как использовать информационно0коммуникационные технологии исключительно в мирных целях, соблюдать в информпространстве принцип государственного суверенитета, сотрудничать в борьбе с применением ИКТ в террористических и других преступных целях, предотвращать распространение скрытых вредоносных функций (т.н. "закладок) в ИТ-продукции, не использовать посредников для злонамеренного применения ИКТ, нести главную ответственность за поддержание безопасной и мирной информационной среды.
Наша стратегическая цель – придать этому списку правил всеобъемлющий характер. Это позволило бы сделать их универсальными для всех без исключения стран.
Во-вторых, в упомянутой резолюции предлагается демократизировать переговорный процесс по международной информационной безопасности в ООН, сделать его подлинно открытым, демократичным и инклюзивным. В этих целях в 2019 г. под эгидой ООН впервые была создана Рабочая группа открытого состава (РГОС) по МИБ. У нее есть две ключевые особенности:
1) в отличие от экспертных площадок прошлых лет, РГОС – полноценный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Это означает, что теперь тематика МИБ для ООН такой же приоритет, как и традиционные вызовы международной безопасности;
2) РГОС – это самый демократичный переговорный механизм по МИБ в ООН, который открыт для участия всех стран. Мы уже почувствовали, насколько высок интерес со стороны международного сообщества к работе этой группы – в трех заседаниях приняли участие более 140 стран. Журналисты наряду с самими государствами окрестили ее "Генассамблеей ООН по кибербезопасности". Важно и то, что даже те страны, которые изначально выступали против учреждения РГОС, сейчас активно участвуют в ее работе.
На данном этапе участники РГОС работают над согласованием доклада о результатах деятельности группы. Рассчитываем на то, что государства со всей ответственностью подойдут к реализации общей для всех задачи – обеспечить успех нашему поистине историческому переговорному процессу под эгидой ООН путем принятия консенсусного итогового доклада.
Особый акцент делаем на продвижении сотрудничества по МИБ и в рамках крупных региональных объединений. Россия была инициатором подписания профильных соглашений в ШОС (2009 г.), СНГ (2013 г.). Аналогичное предложение о подписании соглашения по МИБ мы выдвинули и в рамках БРИКС.
Большое значение придаем и доверительному диалогу стран по обеспечению информационной безопасности в двустороннем формате. МИД России совместно с другими уполномоченными ведомствами регулярно проводит полномасштабные консультации по этой проблематике с государствами из всех регионов мира. В отсутствие универсальных договоренностей особое значение для нас имеет заключение двусторонних межправсоглашений о сотрудничестве, благодаря чему закладывается правовая основа для реализации конкретных совместных инициатив в этой сфере. Такие документы уже подписаны с Бразилией, Беларусью, Вьетнамом, Индией, КНР, Кубой, Туркменистаном, ЮАР. Параллельно ведется активная двусторонняя работа с целым рядом государств.
Если говорить о странах, наиболее близких к нашему подходу в области обеспечения информационной безопасности, то стратегическим внешнеполитическим партнером для нас является КНР. Москва и Пекин традиционно выступают за предотвращение конфликтов в информационном пространстве и недопущение применения ИКТ в целях, подрывающих международный мир и стабильность. Мы – за интернационализацию управления глобальной сетью и обеспечение равных прав для всех государств на участие в этом процессе при ведущей роли ООН и Международного союза электросвязи.
Резюмируя вышесказанное, хотели бы заметить, что в вопросах обеспечения МИБ Российская Федерация является приверженцем многостороннего сотрудничества и развития диалога. Международное сообщество должно осознать, что для выстраивания реальной, эффективной и транспарентной системы безопасности необходимо отказаться от "блокового мышления" и политических предрассудков. Мы твердо убеждены, что сегодня все страны, вне зависимости от уровня их технологического развития, имеют право принимать прямое участие в переговорах по МИБ в ООН и влиять на принятие конкретных решений. Лишь таким образом можно заложить основу справедливого и равноправного миропорядка в цифровой сфере и совместно договориться, как нам жить в ИКТ-среде.