Первым эту мысль выразил глава республики Вячеслав Битаров, далее так или иначе ее подтверждали и другие выступающие. Помимо руководителей муниципальных управлений образования, директоров школ Владикавказа в мероприятии принимали участие статс-секретарь – заместитель министра просвещения Российской Федерации Андрей Корнеев, Председатель Парламента РСО–А Алексей Мачнев, вице-премьер Ирина Азимова и министр образования и науки Северной Осетии Людмила Башарина. В этом году представители районов включились в работу совещания в дистанционном формате.
Общей темой большого педсовета стало обеспечение конкурентоспособности системы образования республики, что в целом соотносится с теми задачами, которые стоят перед всем российским образованием: многоступенчатый и поэтапно реализуемый нацпроект "Образование" в конечном итоге призван вывести отечественную систему образования в мировые лидеры. Желаемый эффект возможен при взаимодействии всех участников образовательного процесса и основывается не только на обновлении материально-технической базы учебных заведений, финансовом стимулировании педагогического сообщества, но и на желании учителей развиваться и расти. Как подчеркнул Вячеслав Битаров, выступая перед педагогическим сообществом, "все зависит от неравнодушных людей, от профессионализма учителей": "Остаются считанные дни до начала нового учебного года. Школьные классы заполнят учащиеся разных возрастов, педагоги начнут свою важную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Начнется новый период образовательного процесса, от результатов которого во многом зависит настоящее и будущее Осетии. К сожалению, обрушившаяся на весь мир пандемия внесла коррективы в нашу жизнь. В результате все школы республики заканчивали учебный год в режиме онлайн. Было трудно и учителям, и ученикам, и родителям. Но преодолевать трудности – это тоже урок. Мы справились, и хорошие результаты ЕГЭ это подтвердили". Говоря об итогах единого госэкзамена, руководитель республики отметил, что инициатива учащихся получать дополнительные знания во все времена поддерживалась учителями, которые проводили для любознательных школьников факультативы, и речи о платных занятиях не заходило. По его мнению, стоило бы возродить эту традицию, не переводя желание учиться в сферу денежных отношений.
Рассказывая о динамичных изменениях в образовательном пространстве республики, в том числе и благодаря участию в федеральных проектах и программах, Вячеслав Битаров напомнил коллегам, что в Северной Осетии должна появиться социальная программа поддержки учителей. Какие именно меры будут входить в комплекс – должно разработать правительство региона. Кроме того, глава озвучил, что готов и дальше поддерживать целеустремленных учителей, увеличив премиальный фонд конкурса "Учитель года", чтобы расширить состав участников и потенциальных призеров. Пожалуй, стоит сказать, что педагоги республики не отличаются особой активностью в различного рода профессиональных состязаниях, в том числе и с перспективой денежного поощрения. Хотя именно разнообразие в учебных программах, авторские наработки и методики, новаторство и увлекательная внеурочная работа, которые чаще всего и оцениваются на подобных конкурсах, являются основной и для формирования стимулирующей части заработной платы, что само по себе уже является отличной мотивацией для развития.
Помимо тех программ, которые продолжат функционировать и реализовываться на территории Северной Осетии в 2020–2021 учебном году, – это, к примеру, капитальный ремонт школ, "Земский учитель", развитие цифровой образовательной среды, поддержка дополнительного образования, создание условий для профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, – появится и еще одно нововведение, над успешным исполнением которого все регионы Российской Федерации работают с января этого года: обеспечение бесплатным горячим питанием всех учащихся начальной школы с первого по четвертый класс. Вячеслав Битаров подчеркнул готовность республики выполнить данное поручение президента Владимира Путина, обеспечив питанием всех учеников 1–4-х классов вне зависимости от социального статуса: "Всего таких школьников около 40 тысяч. Муниципалитетами и министерством образования был проведен мониторинг пищеблоков образовательных организаций. В ряде школ осуществлен необходимый ремонт и приобретено недостающее оборудование. Меню разработано совместно Министерством образования республики и Роспотребнадзором.
В 2020 году на организацию горячего питания республике предоставлена субсидия в размере более 161 млн рублей при софинансировании из регионального и муниципального бюджетов в размере более 12 млн рублей".
О том, что еще ждет систему образования в предстоящее время и конкретно в 2020–2021 году, в режиме видеообращения рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он подчеркнул, что "сложившаяся ситуация позволила переосмыслить всю ценность и важность школы, труда учителей". Поэтому, по словам чиновника, все предпринимаемые действия направлены исключительно на поддержку традиционной школы. Так, например, будет разработана школьная защищенная видеоконференцсвязь, чтобы педагоги могли общаться с учителями из других регионов, обмениваться опытом; в рамках "Цифровой образовательной среды" школы будут оснащены и новой компьютерной техникой.
"Знаю, что многие из вас работают в сельских школах и не всегда уровень их оснащенности соответствует современным стандартам, - сказал Сергей Кравцов. – Нами принято решение об обеспечении всех сельских школ оборудованием для преподавания уроков физики, химии, биологии: каждое учебное заведение выберет то необходимое оборудование, которое им нужно. Такое оснащение мы проведем в рамках нацпроекта "Образование". Министр просвещения РФ также рассказал о том, что ведется работа по системе оплаты труда педагогических работников: "Вопрос сложный, и мы прорабатываем все возможные варианты и будем делать это вместе с вами (учителями - прим.ред.). В частности, чтобы зарплата была понятной и прозрачной. Поддержка педагогического сообщества становится сейчас для нас приоритетной задачей".
В числе мер поддержки – выплата 5000 рублей за классное руководство с 1 сентября 2020 года. Она осуществляется дополнительно к выплате за классное руководство, установленной в субъекте РФ по состоянию на 31 августа 2020 года. Как подчеркнула министр образования Северной Осетии Людмила Башарина, региональная выплата классным руководителям, максимальный размер которой на данный момент составляет до 2 тыс.руб., остается неизменной: "Федеральная выплата не зависит от количества учеников в классе. Денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника и учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ, поэтому на руки учителя будут получать 5000 за минусом 13%".
Взяв слово для доклада, заместитель министра просвещения РФ Андрей Корнеев детально остановился на всех грядущих преобразованиях, с которыми, в целом, профессиональное сообщество уже знакомо и планомерно к ним готовится. Будут реализованы и новые федеральные программы, среди которых проект "500+" под лозунгом "Важен каждый ученик". Он усилит работу ведомства по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ со стабильно низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении.
Федеральный чиновник еще раз заверил педагогическое сообщество, а вместе с ними и родителей, что традиционный очный формат обучения не уступит место дистанционному образованию: "Безусловно, школа не может полностью перейти на формат онлайн-обучения. Учеба – это не просто передача информации от учителя ученику, контроль усвоения материала, это еще и процесс общения, именно поэтому мы все с нетерпением ждем возвращения в стены школ, - говорит Андрей Корнеев. – Но было бы неправильно не использовать тот колоссальный опыт, который мы вынесли из данной ситуации. Детям однозначно в жизни пригодятся те новые навыки, которым они обучились: самообучение, самодисциплина, стрессоустойчивость, умение получать и анализировать информацию из нескольких источников, а также другие универсальные компетенции".
Изменения коснутся и среднее профобразование, качество подготовки специалистов которого должно выйти на новый уровень. Для достижения поставленных задач также разработаны методические рекомендации и меры поддержки.
Как масштабные федеральные планы будут реализовываться в Северной Осетии и, в частности, как будет корректироваться работа с образовательными организациями и их руководителями по результатам прошедшего учебного года, опыта дистанционного образования и государственной итоговой аттестации, рассказала министр Людмила Башарина. Прислушается ли к озвученным рекомендациям педагогическое сообщество – покажет новый учебный год. Который, вопреки досужим разговорам, начнется в традиционном очном формате.
На это всех настроил и Вячеслав Битаров, обращаясь к педагогическому сообществу с просьбой соблюдать рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19: "Надеюсь, новый учебный год начнем в классическом режиме. К этому готовы все школы и, уверен, все педагоги. Я желаю вам успешной, плодотворной работы, терпения, мудрости. Обучать подрастающее поколение республики, воспитать достойных граждан своей малой родины Осетии и большой страны России!".
Настрой на качественную работу в новом учебном году педагогами получен. Мотивация для этого у них тоже есть. Хотелось бы, чтобы все меры поддержки для педагогов и развитие системы образования, которое во многом зависит и от учителей, были взаимно зависимыми процессами и росли пропорционально.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.