Три года шла упорная, нелегкая работа по подготовке к ней. Творческим коллективам республики помогала вся страна. Художественным руководителем Декады был известный композитор Вано Ильич Мурадели, а от республиканского обкома КПСС руководил подготовкой секретарь обкома Билар Емазаевич Кабалоев, имя которого с уважением и гордостью носит сегодня республиканский Дворец детского творчества.
К подготовке к декаде ансамбля танца Дома пионеров были привлечены известнейшие мастера хореографии: руководитель ансамбля танца Тбилисского дворца пионеров Р. А. Чохонелидзе, консультант ансамбля народного танца СССР Элеонора Грикурова, поставившая в свое время танец "Золотой бог" Махмуду Эсамбаеву, руководитель хореографического коллектива " Школьные годы" (Москва), заслуженный деятель искусств РСФСР В. С. Константиновский. Для постановки "Русского танца" специально пригласили главного балетмейстера Государственного академического воронежского русского народного хора заслуженного артиста РСФСР А. П. Шостака. Надо ли говорить о том, сколько усилий пришлось приложить Б.Е. Кабалоеву, чтобы убедить этих очень занятых людей принять участие в подготовке нашего детского коллектива! Но и польза от общения со столь известными хореографами была неоценима.
Основная заслуга в подготовке ансамбля принадлежит, безусловно, Р.А. Чохонелидзе, поставившему большинство танцевальных номеров. Целое лето перед поездкой на декаду мы жили в помещении интерната по ул. Церетели, работая по 5 часов до обеда и по 2–3 часа после. Часто вспоминаем сегодня, как Рубен Антимонович Чохонелидзе нас уговаривал "пройти" танец еще: "Ну, в последний раз, а теперь в самый последний, а теперь как в Москве, а теперь как в Москве в присутствии Хрущева"…
Мы смеялись – и находили силы на очередной прогон. И потому уровень подготовки нашего коллектива был высочайшим.
И вот мы в Москве, в гостинице "Северная", в Марьиной роще. Никто из нас раньше не был в столице, поэтому все увиденное было открытием. Первым выступлением нашего коллектива стал концерт в Театре имени Пушкина, трансляцию из которого вело Центральное телевидение. Успех был полный. Показали мы наше искусство и иностранцам в гостинице "Юность". Но главным событием было, бесспорно, каждодневное прохождение Спасских ворот Кремля, когда мы шли на репетиции заключительного концерта в Кремлевском театре (сегодня уже нет ни театра, ни здания, в котором он находился). Это превосходило самые смелые наши мечты. А для заключительного концерта были отобраны "Пионерская сюита" и наш выход на финальную сцену.
И вот, наконец, настал день, который подвел итоги Декаде осетинского искусства и литературы в Москве, состоявшейся в 1960-м году. Правительственная ложа была полна: первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, члены Политбюро ЦК КПСС М.А. Суслов, А.И. Микоян, Н.Г. Игнатов, Д.С. Полянский, Первый секретарь ЦК Компартии Франции Морис Торез, секретарь ЦК Компартии Франции Жанетт Вермерш, Первый секретарь ЦК Компартии Монголии Ю. Цеденбал, руководители нашей республики во главе с Первым секретарем ОК КПСС В.М. Агкацевым, К. Е. Ворошилов, который в правительственной ложе сидел ближе всех к артистам и особенно тепло приветствовал нас: "Молодцы, молодцы!".
Позже в поезд нам принесли много дорогих конфет, сказали, что это от Хрущева, и передали, что наш коллектив приглашен и на следующий год в Москву.
В родном Владикавказе (тогда – Орджоникидзе) заключительный концерт декады несколько раз при полном аншлаге показывали в Северо-Осетинском музыкально-драматическом театре. За кулисами мы могли видеть, как готовится к выходу Владимир Тхапсаев (после декады ему было присвоено звание народного артиста СССР), как разминается молодая балерина Светлана Адырхаева (после декады она была приглашена в Большой театр на роль Одетты-Одиллии в "Лебедином озере", а потом стала примой Большого и впоследствии – тоже народной артисткой СССР). Конечно, мы, мальчишки и девчонки, смотрели на них, как на небожителей. А в 1961 г. наш коллектив выступил в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, на ВДНХ – и привез оттуда диплом 2-й степени и серебряные медали.
…Прошло 60 лет. Мы стали пожилыми людьми. Многие участники нашего коллектива добились значительных достижений: профессором стала Н. Бирагова, доцентами и кандидатами наук – Ж.М. Блиева и К. Кудзаев, именитыми врачами – Р. Караев (он, кроме того – известный общественный деятель и чемпион по бильярду), Т. Карсанова (кавалер ордена св. Андрея Первозванного, директор Железнодорожной больницы) и Б. Мелик-Осипов… Стал партийным работником Т. Плиев, директором рынка "Садовод" в Москве – В. Плиев. Директором Государственного ансамбля танца СОАССР "Алан" был трагически погибший С. Бритаев. Более 50 лет руководит Образцовым ансамблем народного танца "Маленький джигит" заслуженный работник культуры РСО–А и РФ, лауреат Госпремии им. К. Хетагурова и премии им М. Камбердиева Т. Кокаев, отделение хореографии Владикавказского училища искусств возглавлял в свое время наш однокашник Ю. Бараков, в составе Ансамбля народного танца СССР работали Б. Авсаджанишвили и А. Тетрашвили, солистом ансамбля "Лезгинка" (Махачкала) много лет был О. Миткеев… Каждый участник нашего ансамбля заслуживает добрых слов за честный и добросовестный труд на благо Родины. Мы храним в сердцах благодарность за возможность представить тогда, 60 лет назад, в Москве танцевальное искусство Осетии руководству страны и республики, Б.Е. Кабалоеву, нашим педагогам, в частности, З.С. Цаликовой, нашим замечательным музыкантам З. Мамиевой, М. Исаеву, Р. Сванидзе, А. Кумову, всегда радуемся встречам друг с другом. Хороший повод для такой встречи – и 60-летие Декады осетинского искусства и литературы в Москве, которое в эти дни отмечает республика…