Утилитарное функциональное назначение пояса заключается в перетягивании одежды в поясной области. К поясу подвешивали нож и другое вооружение. Из всех деталей одежды, как мужской, так и женской, наибольшее внимание уделялось поясу: на него наносили различные изображения, узоры, украшали и обрамляли золотом, серебром и драгоценными камнями.
По материалам археологических раскопок аланских могильников, пояса, пряжки и поясные наборы имеют большое разнообразие нанесенных рисунков, в которых отражалось мифологическое восприятие самого пояса (рон). Большинство из них – шедевры мирового искусства.
Пояса, обнаруженные в могильниках Кобанской культуры, в том числе в с. Тли, а также предметы, найденные в Даргавсском некрополе, подробно описаны археологами и историками (Техов Б., Дзадтиаты Р.Г., Туаллагов А.А.). На них встречаются изображения сложных мифологических сюжетов, эпических событий, ритуальных действ.
"Для наших предков, людей с мифологическим мировоззрением, пояс (рон) служил не только для подвязывания одежды. Наряду с такими "вспомогательными" предметами, как посох, кольцо, коса и другими реалиями осетинской мифологии, пояс (рон) был наделен сакральным смыслом очищения и освящения".
Пояс в понимании средневекового человека – своеобразная часть воинской экипировки, которой придавалось особое значение как символу принадлежности его хозяина к воинскому сословию, т.е. к особой касте, выполняющей определенные функции в обществе.
У каждого кочевника, ставшего воином, помимо пояса, надевавшегося поверх одежды, было еще один или два ремешка, входивших в состав костюма. Количество бляшек на поясе зависело от общественного положения воина: чем знатнее и удачливее он был, тем больше имел бляшек на поясе. Особое значение при этом придавалось конечным длинным бляшкам — "наконечникам", свисавшим с пояса. (Дзадтиаты Р.Г.)
Непременным атрибутом экипировки аланского всадника был пояс, на который привешивались сабли и ножи. Наборные пояса с пряжками и язычками служили своеобразными знаками различия, указывавшими на место владельца в иерархии аланского общества. Подвешивались к поясам и декоративные чаши ритуально-престижного характера, обычай ношения которых восходит к культуре скифов (материалы археологических раскопок).
Примечательным фактом является отсутствие пряжки на боевых поясах аланов, погребенных в могилах. Вероятнее всего, это связано с бытовавшим в те времена обрядом "обезвреживания" мертвеца: расстегнутый пояс и оружие, висевшее на нем, теряли силу и их невозможно было использовать против живых (Плетнева С.А.).
По китайским источникам воины Еле Бадур и его сын Юйваши, Коурцзи и его сын Димидир, Адачи и его сын Бадур; Шила Бадур и другие, будучи родом из асов, доблестно служили правителям. За проявленную отвагу, смелость и верность они получали важные должности руководителей отрядов асов и высокие воинские звания, а также вознаграждались ценными дарами, среди которых были и золотые пояса. А за выполнение особого задания во время охоты император Чжи-юань пожаловал Шилу Бадуру "пояс из акульей кожи" и соболью шубу, а также ранг вице-министра двора императорской шорни и командование тысячью асов (Агусти Алемань).
Для наших предков, людей с мифологическим мировоззрением, пояс (рон) служил не только для подвязывания одежды. Наряду с такими "вспомогательными" предметами, как посох, кольцо, коса и другими реалиями осетинской мифологии, пояс (рон) был наделен сакральным смыслом очищения и освящения.
В "Истории" Геродота в изложении скифской легенды из трех сыновей Геракла, рожденных от полудевы-полузмеи, только Скиф смог выполнить задание отца: натянуть лук и опоясаться поясом своего отца, что было условием получения этих атрибутов власти. На конце застежки пояса была подвешена золотая чаша.
Сказание "Дары покровителей Сослану" сквозь века донесли до нас мифологические мотивы о скифском происхождении. Все эти предметы считались символами царствования: подвешенную на поясе чашу всегда с собой носили царские потомки; царская династия божественна: и пояс, и чаша являются божьими дарами и символами власти. О "воинском поясе с резьбой" говорит Овидий в "Метаморфозах", называя так золотой пояс царицы амазонок Ипполиты, который был атрибутом власти над всеми амазонками.
В индоевропейской мифологии пояс рассматривался в застегнутом виде как образ солнца или колеса, которые имеют способность крутиться и олицетворять время и его течение по законам природы. Пояс как волшебный предмет использовался в различных ритуалах.
В иранской мифологии символом духовной благодати (фарн) является пояс: по иранским преданиям, когда Заратуштра возмужал, отец позволил ему выбрать по своему желанию любой предмет из своих сокровищ. Сын попросил пояс отца, который даровал хозяину силу, ум и красноречие. Этот мотив красной нитью проходит по всему тексту "Шахнаме": пояс выступает символом законной царской власти. Пояс и корона (венец) равнозначны: "золотой венец и пояс властелина"; правителю передавались державный пояс и золотой венец (Джикаев Ш.).
"В иранской мифологии символом духовной благодати (фарн) является пояс: по иранским преданиям, когда Заратуштра возмужал, отец позволил ему выбрать по своему желанию любой предмет из своих сокровищ. Сын попросил пояс отца, который даровал хозяину силу, ум и красноречие. Этот мотив красной нитью проходит по всему тексту "Шахнаме": пояс выступает символом законной царской власти. Пояс и корона (венец) равнозначны: "золотой венец и пояс властелина"; правителю передавались державный пояс и золотой венец".
Значение пояса отражено в Нартовских сказаниях. Так, Сослан умом одолевает великана Мукару, который перед своей смертью завещает свой спинной мозг: Зондджын дæ, Сослан, фæлæ тых хъуаг дæ; æз куы амæлон, уæд-иу мын мæ астæумагъз слас æмæ-иу дзы дæхицæн рон скæн, æмæ уæд мæ хьару æгасæй дæр дæу уыдзæн (Нарты кадджытæ) –"Умный ты, Сослан, но не достает тебе силы; когда я умру, вытяни мой спинной мозг и сделай из него себе пояс, и тогда вся моя сила полностью перейдет к тебе".
В данном тексте транслируется мировоззренческая связь спинного мозга с поясом, существующая в представлениях осетин: физиологическая вертикаль (спинной мозг) превращается в пояс. В одном из вариантов находим уточнения, когда великан (уæйыг) наказывает Сослану, когда спинной мозг устремится в небо и потом упадет, схватить его и обернуть вокруг себя: Хъæбæр æстур хæзна æй, æма дин сугьзæринæ камари фестдзæнæй, кæд дин уосæ йес, уæд уомæн. (Нарты кадджытæ) — "Чрезвычайно большое это сокровище, и превратится оно в золотой пояс для твоей жены, если она у тебя есть". Суть этого мотива в том, что соединив концы спинного мозга в виде пояса (кольца), он приобретает невероятную, магическую, мощь и силу.
С этим же мотивом, возможно, связано осетинское арвæрдын "радуга", которое называли Сосланы рон (пояс Сослана) или Арвы рон (Небесный пояс): Феддæдуар сты (Сатана æмæ Сослан) æмæ Бибыцы кард адардтой хуры ’рдæм, æмæ кард Бур айнæджы сæр лагъзы комкоммæ арвы ронау тæлм адардта. – "Вышли за дверь (Сатана и Сослан) и направили нож Бибыца к солнцу, и нож над Желтой скалой радугой (Небесным поясом) проложил дорожку к ларцу" (Нарты кадджытæ). Г.Ф. Чурсин подчеркивал чисто внешнее сходство пояса и радуги.
С образом Небесного пояса связаны некоторые осетинские обряды. При совершении многих ритуалов, посвященных Тутыру, поясом повязывали подношения со словами "Бирæгъты дзых дæр афтæ баст уæд…" – "Пусть будет также завязана пасть волков…", а во время соблюдения строгого поста пастухи не надевали пояс и головной убор. Не надевали пояс и Дзуары лæгтæ (жрецы) и не носили с собой кинжал – основной элемент одежды, подчеркивающий мужское достоинство (Чибиров Л.А.). А при обряде принесения клятвы ровесниками, находившимися непосредственно в боевых действиях, вдали от дома, перед походом или набегом, участники клятвы вешали свое оружие на хъулон лæдзæг складывали его под ним в готовом к бою положении. Стоя вокруг хъулон лæдзæг, они произносили клятву, в знак которой касались шеста руками, и распускали друг другу пояса (Туаллагов А.А.). Не менее интересен факт существования представления, что девушка, перепрыгнувшая через Арвы рон, превращалась в парня (Джикаев Ш.Ф.).
Вместе с тем, внешний вид аланского пояса трансформировался: в новом времени он представлен в виде кавказского пояса или авзагджын рон ("пояса с язычками"); он является непременным атрибутом костюма всех кавказских народов. Заметим, что и позднейшие кавказские наборные пояса отражают связь с оружием, ибо в стилизованных серебряных привесках угадываются жирницы-коробочки и отвертки – приспособления для ремонта уже нового вида оружия – огнестрельного.
Женский металлический пояс (камари) аланки-осетинки начинали носить с начала брачного возраста. Он входил в состав женского костюма и служил главным аксессуаром, который в зависимости от социального положения мог быть из разных материалов и отличаться по форме и деталям украшений. Особой ценностью обладали серебряные пояса, в которых сохранились мотивы аланской и древней скифо-сарматской культур. Пояса, изготовленные из металла с позолотой и декорированные различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и камнями рубинового оттенка, высоко ценились и передавались по наследству в качестве приданого.