После раздела земель потомками Ос-Багатара часть их, в том числе территория садонских рудников, досталась наследникам Бесола. Уже в XVII веке они жили в селах Верхний Садон, Тхамон, Нижний Садон, Галон, Курайтта. И не удивительно, что большинство мужчин, кроме тех, кто служил, работали на шахтах и основали целую династию шахтеров.
Отсюда родом и известные в свое время на всю страну Герои Социалистического Труда – Аслан-Бек Темболович и Владимир Асланбекович Бесоловы.
Любил делать добро
Аслан-Бек Темболович родился 4 июня 1912 года, после школы поступил в горный институт. Свою трудовую деятельность начал главным инженером на шахте №12 в Донском районе Московской области (ныне в Новомосковском районе Тульской области). Грамотный, инициативный, трудолюбивый специалист быстро завоевал уважение коллектива, его деловые и человеческие качества не остались не замеченными и со стороны руководителей отрасли. Через короткое время Аслан-Бека Темболовича назначают заведующим шахтой №17 треста "Болоховтрест" комбината "Москвауголь", а в 26 лет он становится начальником шахты №20 треста "Красноармейскуголь" Болоховского района. В рамках стахановского движения на шахте внедрялась скоростная добыча угля с использованием врубовых машин. Добыча "черного золота" значительно выросла. Молодой руководитель в феврале 1939 года за высокие производственные показатели был награжден орденом "Знак Почета".
Победа в годы Великой Отечественной войны, несомненно, ковалась теми, кто сражался на фронте, проливал там кровь и положил свою жизнь ради нас. Но победа не состоялась бы без тех, кто делал винтовки и автоматы, пушки и минометы, самолеты и танки. И в этом ряду тружеников тыла почетное место занимают шахтеры-угольщики. На первом этапе войны вместе с промышленными центрами страна потеряла важные Донецкий угольный бассейн и шахты Подмосковья. Многие из работников были призваны на фронт. И в этих условиях задачи роста угледобычи значительно перевыполнялись. В октябре 1943 года А. Бесолов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1946 году А. Бесолов был назначен управляющим трестом "Донской уголь" в городе Донском Тульской области. И здесь в полной мере Аслан-Бек Темболович проявил свои высокие организаторские способности. Показатели значительно выросли, но в погоне за планом Аслан-Бек Бесолов не забывал о тех, кто добывал уголь. Повседневная забота о людях, их быте, отдыхе и лечении пронизывала всю деятельность руководителя треста. Вообще Аслан-Бек Темболович любил делать добро людям, это доставляло ему какое-то особенное удовлетворение. И это отношение было обоюдным. Вот один эпизод, о котором мне довелось услышать при подготовке материала. Вооруженные грабители унесли из кассы всю наличность, предназначенную на выплату заработной платы. Времена были нелегкие, в первую очередь под "карающий меч правосудия" подпадала кассирша. Аслан-Бек Темболович обратился ко всем работникам треста, и они расписались в ведомостях, будто получили зарплату, ни один из них не отказался. В течение трех последующих месяцев все получили причитающиеся им деньги...
Трест систематически перевыполнял планы по добыче угля, и в августе 1954 года на груди А. Бесолова засверкал второй орден Трудового Красного Знамени. А в апреле 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития угольной промышленности в годы пятой пятилетки и в 1956 году" он был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
В конце 1950-х годов Аслан-Бек Темболович возглавлял трест "Красноармейскуголь". После выхода на пенсию жил в городе Донском, где скончался 1967 году в возрасте 55 лет.
Вся жизнь прошла на стройках
В небольшом городке Донском, расположенном в верховьях реки Дон к востоку от Тулы, 28 мая 1939 года родился Владимир Бесолов. В 1961 году, после окончания Московского горного института, был направлен на строительство московского метрополитена, где прошел путь от начальника смены до главного инженера строительно-монтажного управления №3. При непосредственном участии Владимира Асланбековича были сооружены станции "Щелковская", "Проспект Мира", "Первомайская", "Каширская", "Текстильщик", "Сходненская", "Ботанический сад"
В Советском Союзе знали толк в "великих стройках" – тех, которые строили всей страной в едином порыве! Аббревиатура БАМ с середины 70-х годов ХХ столетия и на протяжении полутора десятков лет не сходила со страниц советских газет и экранов телевизоров. На строительство этого объекта направлялись лучшие специалисты. В их числе и Владимир Бесолов. С 1976 года – главный инженер, а с 1980 года – начальник управления строительства Бамтоннельстроя.
В.А. Бесолов – автор ряда крупных инженерно-технических, революционных для отечественного тоннелестроения, решений и разработок. Организатор строительства Байкальского, Кодарского, Нагорного, четырех Мысовых и двух обходных тоннелей, многих объектов за пределами Байкало-Амурской магистрали. Под его руководством была пройдена и сооружена большая часть самого сложного в инженерно-геологическом отношении Северомуйского тоннеля.
На всероссийскую стройку в подразделения принимали преимущественно метростроителей и шахтеров, имеющих опыт горного строительства. Но систематически ощущался дефицит в квалифицированных кадрах. Владимиром Асланбековичем было принято решение брать на работу новичков и готовить их на месте, но с одним условием – они должны теоретически и практически освоить горную технику, приобрести несколько смежных профессий. Для этого по его инициативе сначала был создан учебный пункт на базе управления строительства "Бамтоннельстроя", а затем – филиал Московской технической школы. За весь период деятельности Бамтоннельстроя на Бурятском участке БАМа прошли профессиональную подготовку и обучение с получением смежных профессий около 11 тысяч человек.
В 1990 году Владимир Асланбекович был назначен начальником Главтоннельстроя. Этот период его жизни отмечен возведением таких сложных объектов, как подземная железнодорожная станция "Аэропорт "Внуково" и Лефортовский тоннель. Он внес свой вклад и в строительство объектов Московской кольцевой автодороги и третьего транспортного кольца столицы.
Указом Президента СССР от 10 августа 1990 г. "за большой вклад в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение ввода в постоянную эксплуатацию на всем ее протяжении и проявленный трудовой героизм" был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
Владимир Асланбекович также был кавалером двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы, лауреатом Государственной премии Совета Министров СССР, "Заслуженным строителем РСФСР", удостаивался званий "Почетный транспортный строитель" и "Почетный строитель России". Владимир Асланбекович Бесолов умер на 72-м году жизни, похоронен на Введенском кладбище.
Через год после его смерти, в июне 2012 года, Северомуйскому тоннелю было присвоено имя В.А. Бесолова.
Материал подготовил А. ГУЦАЕВ.