[B]В Дигории, высоко по склону горы, на правом берегу реки Айгамугидон, расположилось селение Фараскатта. Оно состоит из двух частей: малонаселенного Нижнего и безлюдного Верхнего.[/B]
В Нижнем Фараскатта сохранилось здание церкви, которое реставрируют в рамках подготовки к 1100-летию крещения Алании. Объект культурного наследия датируется второй половиной ХV – началом ХVI веков.
Церковь в источниках и литературе называется Ильинской. Однако нет уверенности в том, что это первоначальное посвящение. А в народе ее называют довольно просто: "светлой" или "солнечной".
Известно, что церковь в Нижнем Фараскатта "обновили" в 1837 году, тогда же в здании стали проводить православные службы. Видимо, именно к этому времени и относятся существующие здесь деревянный пол с алтарным повышением и остатки деревянного иконостаса, заменившего простенок – алтарную преграду со стрельчатой аркой. На стенах храма – минимум украшений, по обе стороны от входа в верхней части в стену вставлены плиты с вырезанными крестами – четырехлепестковыми розетками. Службы здесь велись до 1870 года, до постройки новой большой церкви в с. Махческе, о чем можно судить по газетной публикации в газете "Терские ведомости" за 1911 год. В статье "Древние святыни в горах Дигории" говорится о некоем храме "недалеко от Махческа", в котором хранились "Хоругви с изображением херувимов".
А. Дз. Цагаева в "Топонимии Северной Осетии" пишет о "небольшой часовенке возле Фараскатта", которая называлась "заппадз", т.е. "склеп": "Здесь устраивали пиршества весной, когда всходили посевы. Люди сообща варили пиво, вместе покупали жертвенное животное и из каждого дома приносили три пирога. Женщины и дети пировали возле часовенки, а мужчины – на сельском ныхасе".
Фараскатта и в настоящее время собирает людей. Здесь ежегодно отмечают праздник святилища Рохс Дзуар, собираются представители фамилий выходцев из этих мест. Люди приходят с тремя пирогами, мясом жертвенного животного и осетинским пивом. А те, в чьих семьях есть новорожденные, особенно готовятся к этому празднику и освящают здесь свое, специальное, подношение. Каждый год право провести торжество передается от одной фамилии к другой.
Проведена реставрация церковного замка и в селении Кумбулта. Все это свидетельствует о том, что власти Северной Осетии направляют значительные ресурсы на сохранение древних памятников.
(Материал к печати был подготовлен при содействии настоятеля храма Святого великомученика Георгия Победоносца села Новый Урух иерея Илариона Хайманова).