Президент Российской Федерации В.В. Путин 20 июля 2020 года подписал Федеральный закон № 236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный федеральный закон опубликован на официальном портале правовой информации 24 июля 2020 года и вступит в силу с 1 января 2021 года. Этот документ направлен на реализацию поручения главы нашего государства довести за три года долю распределения местных бюджетов с участием населения до пяти процентов. Инициативное проектирование (бюджетирование) заключается в распределении части средств местных бюджетов на основании инициатив жителей муниципальных образований и под их контролем. С предложением о внесении инициативного проекта вправе выступить группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления и староста сельского населенного пункта.
Инициативный проект должен содержать следующие сведения:
1) описание проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части;
2) обоснование предложений по решению указанной проблемы;
3) описание ожидаемого результата (ожидаемых результатов) реализации инициативного проекта;
4) предварительный расчет необходимых расходов на реализацию инициативного проекта;
5) планируемые сроки реализации инициативного проекта;
6) сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации данного проекта;
7) указание на объем средств местного бюджета в случае, если предполагается использование этих средств на реализацию инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей;
8) указание на территорию муниципального образования или его часть, в границах которой будет реализовываться инициативный проект, в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования;
9) иные сведения, предусмотренные нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения и проведения конкурсного отбора инициативных проектов устанавливается представительным органом (сходом граждан, осуществляющим полномочия представительного органа) муниципального образования.
В отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов субъекта Российской Федерации, требование к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе, основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора таких инициативных проектов устанавливаются в соответствии с законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этой связи необходимо определить и уполномоченный орган государственной власти в сфере инициативного проектирования (бюджетирования).
Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов, предусмотренных настоящим федеральным законом, являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые, в том числе, с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.
Под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет (неналоговые доходы) в целях реализации конкретных инициативных проектов.
Реализация инициативных проектов может обеспечиваться также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия заинтересованных лиц.
В целях обеспечения реализации на территории нашей республики с 1 января 2021 года вышеуказанного федерального закона Правительству Республики Северная Осетия – Алания, Парламенту Республики Северная Осетия – Алания и представительным органам муниципальных образований Республики Северная Осетия – Алания предстоит большая совместная работа по разработке и принятию уже в этом году всех необходимых нормативных правовых актов.