Значительное количество хранящихся единиц в фондах является уникальным. Это такие предметы археологии, как коллекция Кобанской бронзы II–I тыс. до н. э., голова идола (I тыс. до н.э., с. Нар), коллекция сарматского оружия (бронза, железо. I–II тыс. н. э.), деформированные черепа (аланы, первая половина 1 тыс. н. э.), оружие и личные вещи участников Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., коллекция европейского и русского фарфора начала ХIХ в., пушка, подаренная Екатериной II крепости Владикавказ, предметы мебели работы братьев Колиевых конца ХIХ в., работы выдающихся художников М. Туганова и А. Джанаева, кинжал и пояс К. Хетагурова, награды и личные вещи И. Плиева, трофейные штандарты Квантунской армии (Япония, 1945), большая коллекция редкой книги (более 400 ед. хр.) Особую гордость Национального музея РСО–А составляет фонд драгметаллов, который насчитывает более 2000 единиц хранения. Сегодня все это богатство обрело достойный дом – реконструированы блоки "А" (здание бывшего Дома искусств), "Б" (особняк купца Я.О. Ходякова), отстроены блоки "В" (фондохранилище), "Г" (вспомогательные, офисные помещения). Общая площадь зданий составила в общей сложности 6157,8 кв. м, фондохранилищ – 734,8 кв. м. Строительство объекта велось в рамках подпрограммы "Искусство" госпрограммы РФ "Развитие культуры и туризма", на которое было израсходовано более 870 млн рублей, большая часть которых – федеральные средства.
Изначально, как рассказал руководитель ОАО Скифос-РСК (генподрядчик по реставрации) Петр Павлов, собственно реставрация проектом не была предусмотрена совсем – предполагалось лишь уничтожение, по сути – снос – всех внутренних интерьеров, оставляя только фасады. И лишь благодаря руководству республики проект приостановили, чтобы разработать полноценную научно-проектную документацию.
"Власти республики, вникнув тогда в процесс, приняли волевое решение – рискуя потерять освоение финансовых средств, разработать в рамках общего проекта реконструкции документацию, получить положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. После чего в рамках закона об охране объектов культурного наследия приступить к самим ремонтно-реставрационным работам, – говорит Петр Павлов. – Реализовывали проект аттестованные, имеющие большой опыт реставрационных работ специалисты, контроль велся Минкультом РФ. В итоге удалось не только восстановить историческое здание музея – мы создали базу собственных кадров, которые обучались у приезжих реставраторов. Коллекция этого музея – одна из самых уникальных в России, поэтому работать здесь было большой ответственностью, огромной честью, и я очень благодарен руководству республики за всемерную поддержку и помощь. В ходе самих работ мы отреставрировали фасады, окна и двери, латунные ручки и кремоны, интерьеры особняка купца Я. Ходякова – здание существующего Нацмузея, а именно – живопись".
Реставраторам удалось почти невозможное – из жилого здания сделать полноценный музей, при этом воссоздав плитку, исторический паркет и карнизы, флигель по историческим чертежам. Помимо этого удалось музеефицировать зондажи, по которым сегодня можно проследить всю историю здания конца XIX–начала XX веков.
Все работы проводились под строгим надзором Комитета по охране и использованию памятников культурного наследия РСО–А, а над реставрацией трудились специалисты из Лиссабона, Москвы, Санкт-Петербурга, Беларуси и Северной Осетии. По сути, уложились в рекордные сроки, ведь только на разработку проектно-сметной документации по нормативам необходимо больше года. В итоге за год была разработана и документация, и получено заключение экспертизы, и произведены ремонтно-реставрационные работы. Впрочем, как уверяют специалисты, на качестве работ это никак не отразится, ведь это была многосменная работа – практически в режиме нон-стоп, что влекло дополнительные траты. К примеру, реставрировать фасады зимой, как говорит Петр Павлов, – можно, но при условии, что построены т.н. "тепляки". Что и было сделано. Несмотря на удорожание расходов, в итоге строительство, которое никак не могло сдвинуться с мертвой точки аж с 2008 года, завершено.
Как отметил Вячеслав Битаров, открытие Национального музея РСО–А – событие, которое трудно переоценить, ведь это – сохранение и популяризация истории нашего народа. "Это важно, во-первых, с точки зрения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования национального самосознания. Во-вторых, это еще и развитие экотуризма. И самое главное, музей будет нести базовую просвещенческую функцию, став культурным центром и местом притяжения нашей молодежи, научного сообщества и всех, кому интересна история Северного Кавказа. Ведь кто не знает своего прошлого, не имеет будущего", – резюмировал руководитель республики. Он поблагодарил Минкульт РФ, без которого не состоялся бы столь грандиозный и значимый для республики проект, а также выразил слова признания тогдашнему министру культуры РСО–А Мадине Атаевой. В проект реконструированных попало и выставочное здание, и здания реставрационных мастерских (табачная фабрика Б.С. Вахтангова).
Гость республики – президент Союза реставраторов России, ответственный секретарь Президиума общественного совета партийного проекта "Историческая память" Вячеслав Фатин признался, что самым сложным было приспособить объект под музей, поскольку внутренняя структура жилого дома не подразумевает общественное пространство. Нужно было соблюсти компромисс между сохранением объекта культурного наследия и наполнением его такой сложной функцией, как музей. "Здесь у коллег все удалось, мы довольны, – отметил Фатин. – Прекрасный образец реставрации. Исторический облик не только сохранен. Самое главное, сохранен дух исторических зданий. Специалисту сразу видны родные элементы, которые получили свое второе дыхание: они сегодня прекрасно выглядят. Если посмотреть фотографии до реставрации, можно понять, в каком плачевном состоянии это все находилось, поэтому работу реставраторов оцениваю достаточно высоко".
В прошлом году было отремонтировано фондохранилище, в котором хранятся сотни тысяч экспонатов и ждут исследования. В самом же музее проведена кропотливая работа по воссозданию истории народов, проживавших на территории нынешней Северной Осетии. Каждая витрина из восьми залов – это научные работы, исследования, над которыми работали десятки людей – художники, проектировщики, историки. Над одной витриной трудятся до 25 человек.
"Каждый из залов посвящен разным периодам времени. Начиная с бронзового века – до постсоветского периода – и заканчивается экспозицией, посвященной Васо Абаеву, – говорит генеральный директор Национального музея РСО–А Батраз Цогоев. – Постарались показать основные вехи нашей истории, чтобы люди никогда не забывали: за плечами – богатейшая история. Это не столько выставочный комплекс, сколько накопитель информации для всех народов, проживающих на территории нашей республики. Национальный музей должен проследить всю хронологию истории нашей республики, нашего народа с древнейших времен. Сложно вместить в несколько залов такой объем информации, поэтому, проанализировав опыт музеев России, побывав в различных музеях мира, мы решили совместить наряду с классикой современные технологии. Помимо того, что наш музей является классическим национальным музеем, здесь включены в экспозиции и мультимедийные составляющие. В частности, Multi-touch столы, где закачана в цифровом виде вся информация по разным периодам – фотоматериалы, экспонаты, которые не выставлены в залах".
Одним словом, жители республики получили уникальную возможность прикоснуться к своей истории, которую специалисты бережно хранили. Продумали и формат для молодого поколения: на специальных экранах в залах музея будут транслироваться и документальные фильмы, и даже мастер-классы, с помощью которых можно проводить методическую работу со студентами и школьниками.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.