[B]"Если положили асфальт, то вскоре будут менять трубы". Этот анекдот уже не кажется смешным, особенно, когда видишь, как многомиллионные средства из федерального и республиканского бюджетов сначала превращаются в идеально заасфальтированную дорожную гладь, а спустя пару месяцев – в пыль. Новое полотно как-то нездорово притягивает коммунальщиков взрывать асфальт и менять трубы. [/B]
К примеру, на улице Леваневского новый асфальт прожил совсем недолго: после того, как отреставрированную дорогу сдали в эксплуатацию, вдруг вспомнили о ветхой коммуникации под землей. Итог – кусок заасфальтированного полотна разрыт и теперь засыпан гравием. И так сойдет. Но, согласно логике, ведь сначала должны устранить ветхость коммуникаций и лишь потом приступать к укладке нового асфальта, наверняка спросите вы? И будете правы. На деле же логика здесь не работает, и ее последовательность – с точностью до наоборот. Потому что если у дорожников годовое финансирование рассчитано примерно на реставрацию 40 дорог, то у коммунальщиков на восстановление коммуникаций – всего двух из них, говорит начальник отдела транспортно-правового регулирования Управления транспорта и дорожного строительства АМС г.Владикавказа Роберт Фидаров. При этом соответствующие уведомления всем "заинтересованным" в перспективном разрытии асфальта службам направляются задолго до ремонта: дорожники за год предупреждают, где будет проложена новая дорога, с просьбой заменить коммуникации заранее. Однако на ситуацию эти предупреждения зачастую никак не влияют.
Дорога на ул. Калинина – тоже новая. Однако недавно здесь произошла коммунальная авария под землей, что и повлекло необходимость поднять сегмент отремонтированного полотна. И снова деньги на ветер. На одном из участков катастрофически подмыло грунт, даже была большая вероятность провала автотранспорта – метра 3–4 под землю. Благо, подрядчик до этого уложил хороший слой, который не позволил произойти ДТП.
На улицу Шмулевича, в ремонт которой, кстати, было вложено почти 20 млн рублей, таких разрытий пришлось несколько. При этом разрешения выданы не на все. По словам Фидарова, многие, в том числе и сетевые организации, по-прежнему не согласовывают с администрацией города действия по проведению ремонтных работ. Все потому, что разрешение на разрытие подразумевает под собой целый перечень документов, куда входит и договор – либо гарантийное письмо – на восстановление поврежденного асфальта. Если за руку такого копателя не поймать, потом не докажешь, что это был именно он. Соответственно – никаких мер воздействия на совесть и кошелек уже не предпримешь. А горожане останутся в лучшем случае с "местами ровным асфальтом". "Как правило, в сметах коммунальщиков есть графа на финансирование разрытия, а вот на восстановление полотна – нет", – сетует городской чиновник.
Но проблема еще и в том, что гарантийное обслуживание в течение нескольких последующих лет у подрядчика, который отремонтировал до этого дорогу и торжественно сдал ее в эксплуатацию, после таких раскопок неизвестными лицами, полностью аннулируется. Вот и получается, что с одной стороны власти делают нам комфортные дороги, а с другой стороны, нет гарантий на их долгосрочную эксплуатацию.
Таких объектов – ох, как много. При этом штрафы для нарушителей целостности полотна без соответствующего разрешения АМС г. Владикавказа небольшие, чем некоторые и пользуются. Ведь легче заплатить штраф за порчу асфальта в 30-70 тысяч рублей, чем провести ремонтные работы по восстановлению участка дороги (куда, в частности, входит и поврежденная разметка).
"Мы все это наблюдаем, можно сказать, с горечью, – признается Роберт Фидаров. – В прошлом году сдали отремонтированную дорогу на ул. Кесаева, а на следующий день – асфальт был еще теплый – пришли электрики и раскопали 70 метров кабеля под дорогой. Никому не сказав, не предупредив, без какого-либо разрешения. У нас, говорят, авария, хотите, без света весь район оставим? И ведь "да" не скажешь. В этом году – аналогичная ситуация произошла на ул. Нальчикской: только уложенный новый асфальт был разрыт спустя… 2 часа газовиками, раскопавшими 20 кв. метров".
Пока же дорожники и коммунальщики безуспешно пытаются синхронизировать свои действия, жители Владикавказа, не скрывая чувств, возмущаются варварскому волшебству, легко превращающему многомиллионные бюджетные средства в пыль.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.