И это – не просто досужие размышления, а философия семьи Медведевых, следование которой позволило им воспитать трех целеустремленных, ярких сыновей с весьма многообещающими перспективами.
В доме Екатерины и Гарри – особый уют. Здесь буквально все пропитано атмосферой тепла, взаимопонимания, дружбы и поддержки – они так и витают в воздухе, а ребята этим самым воздухом и дышат, впитывая добродетели. Центром притяжения неизменно становится детская – в небольшой комнате можно проводить целые часы, увлеченно разглядывая кубки, грамоты, дипломы, которые заработали Георгий, Михаил и Давид – сыновья Медведевых – за время учебы. "Одним из последних достижений Давидика можно назвать 35 грамот, полученных на различных олимпиадах и конкурсах по итогам прошлого учебного года", – рассказывает мама, протягивая мне увесистую папку с наградами. Сейчас Давид – единственный школьник в семье. Он в прошлом году пошел в первый класс владикавказского Лицея, но проучился там буквально один день – педагог сразу разглядела, что мальчишка уже знает все то, что только предстоит изучать ребятам. По результатам тестирования специальная комиссия вынесла решение о том, что Давид Медведев может получить статус второклассника, и сейчас он уже учится в третьем классе. (Как быстро ты вырос!" – успеваю заметить я, ведь наше первое знакомство с Давидом состоялось не так давно: "СО" писала об одаренном ребенке летом прошлого года, когда он установил мировой рекорд на олимпиаде по ментальной арифметике в Германии). "Мне всегда помогали и поддерживали мама, братья. Вообще все мне помогали", – рассуждает восьмилетний Давид, вызывая улыбки родных. Сейчас, помимо обычных детских забав и игр, его увлекают шахматы. Он научился играть самостоятельно, а в планах – заняться робототехникой: "Я сам был удивлен, как за пару минут собрал меч из конструктора. И подумал, если так хорошо разбираюсь в механизмах, то почему бы себя не попробовать в этом направлении? Хочется техническое освоить".
Что-то мне подсказывает, что на одном техническом Давид в будущем не остановится. А подсказывает мне это – пример его братьев, которые искренне поражают своим разносторонним развитием. Вот взять, скажем, Михаила. Студент второго курса ВТЭТ по направлению "экономика и организация бухгалтерского учета" в своем резюме может записать 12-тикратное чемпионство по спортивным танцам, включая соревнования по ЮФО, победу в научно-исследовательском конкурсе в Обнинске в секции "Философия", первое место на республиканском конкурсе "Ступень в науку" по осетинскому языку… К своим 17 годам он попробовал себя в баскетболе, в средней школе фанатично увлекся медициной, участвовал в различных конференциях и фестивалях наук, полтора года назад научился самостоятельно играть на пианино, а сейчас пишет блюз, джаз и учится петь. "Имея отличные оценки в школе, я ушел после 9 класса, так как для меня это время – подумать над своей будущей профессией, потому что к 10 классу нужно определиться и с предметами для сдачи ЕГЭ, и с потенциальным вузом, а это довольно сложный выбор, который требует неплохого знания самого себя. Плюс получение специальности: для 18-летнего юноши иметь уже профессию и пойти работать – неплохая возможность, – говорит Миша с энтузиазмом. – Когда меня поглотила медицина, то начал много конспектировать, слушал лекции, изучал материал. Дошел до определенного уровня и столкнулся с ограничением – нужен учитель. Самостоятельно осваивать этот материал было уже невозможно. Тогда же сбылась мечта – удалось поступить в "Кванториум", на "Биоквантум". На одном из этапов педагог дала мне возможность заниматься сложной темой в лаборатории".
Это лето для парня, помимо всего прочего, оказалось насыщенным на новые знания и эмоции, полученные из книг – он прочел их около 30, причем как художественную, так и научно-популярную литературу. Не исключено, что между строк он пытался найти ответ на вопрос: куда идти учиться дальше? Пока у него однозначного ответа нет: "Я же не узконаправленный человек, бухгалтерия и экономика – это тоже очень интересная тема, которая связана и с развитием собственного бизнеса, что непременно в будущем пригодится. Для высшего образования – слишком большой диапазон интересов, и одновременно реализовать их никак не получится, поэтому я пока в раздумьях. Поступить в 2 вуза, как это сделал Геор, не получится – учиться на экономиста и медика синхронно – невозможно, и там, и там огромный объем материала".
Да-да, старший сын Медведевых – Георгий – отличился еще и тем, что учился в двух университетах одновременно. Причем, тут ключевое слово – "учился", а не просто посещал пары. Отучившись до 9 класса в СОШ №24, подросток решил поступить во ВТЭТ, где закончил с отличием юридический факультет. После этого он стал студентом ГГАУ, выбрав "Механизацию сельского хозяйства", и параллельно поступил заочно на юридический факультет СОГУ. В Горском ГАУ он успешно освоил программы и бакалавриата, и магистратуры, получив за обе ступени высшего образования "красные" дипломы. Сейчас впереди у Георгия армия, а ведь, согласитесь, было бы весьма и весьма любопытно, которую из двух, одинаково приглянувшихся специальностей, он выберет для своей дальнейшей работы. Но, конечно, одной лишь учебой парень не ограничивался никогда, активно занимаясь спортом: футбол, баскетбол, бильярд, и даже шахматы, принесшие ему победы в университетских чемпионатах. Одно из самых весомых достижений – черный пояс и первый дан по тхэквондо. "Основными составляющими успеха являются воспитание семьи и собственное стремление. А мотивируют как общественное мнение, так и собственное отношение к делу. Мне всегда хотелось быть впереди, лучше всех и быть на виду", – признается Георгий. И тут сразу хочется сказать о том, что у каждого из троих братьев – вполне здоровые амбиции, которые ежедневно подкрепляются трудолюбием, упорством и умением достигать намеченных целей. Не будь этого, еще школьником, Георгий бы не находил в себе силы и желание вставать в 4 утра, чтобы помочь отцу с работой.
Взаимная помощь и поддержка родителей и детей – это как незыблемый фундамент, на котором можно строить счастливое настоящее и будущее. И Георгий, и Михаил, и Давидик с огромной благодарностью говорят о своих старших, которые стали для них тылом, опорой и главными вдохновителями на все эти большие и маленькие подвиги. "Большую роль играют родители, их компетентный подход к выбору, который делают дети. Некоторым взрослым некогда и работать, и заниматься семьей, но многие успевают все сразу, вот мои – успели", – к словам Геора присоединяется и Михаил: "У каждого человека есть определенные таланты, и развить их способны его родители. Это в первую очередь вопрос к ним".
И снова мы возвращаемся к Гарри и Екатерине, которые делали и делают очень многое для своих детей, вкладывая в них – не на словах, а, как вы сами видите, на деле – разумное, доброе, вечное. "Мы с самого начала решили, что у нас будет классический пример семьи, в которой папа – добытчик, а мама – хранительница очага", – делится семейными секретами многодетная мама. Однако назвать Екатерину исключительно домохозяйкой – сложно. Это удивительный пример человека, который постоянно работает над собой и своим развитием, чему-то учится и держит руку на пульсе происходящего в мире. "Дети всегда задают вопросы, и если у тебя не будет на них ответов, то они пойдут их искать в другое место, а оно не всегда может оказаться хорошим. У нас нет тотальных ограничений на телефон и компьютер – во-первых, современные дети должны быть с техникой на "ты". Во-вторых, я как медик точно знаю, что даже яд в малых количествах – полезен. Просто нужно уметь организовать любую деятельность, заинтересовать детей чем-то, увлечь и тогда даже сидение за компьютером превратится в полезное времяпрепровождение. Опыт воспитания Медведевых может приглянуться не всем, но именно такой подход к своим детям, очень разным по характеру, увлечениям и желаниям, оказался для Гарри и Екатерины самым правильным. Иначе бы не было такого положительного результата. – Дети должны заниматься тем, что им нравится, и получать такую профессию, которая в первую очередь доставляет удовольствие им самим. Ведь, занимаясь нелюбимым делом, они ни себе пользу не принесут, ни обществу. А видеть своих детей несчастными не хочет ни одна мать".
Поддерживать, воспитывать в детях непреходящие ценности и ответственность, прививать умение формировать собственное мнение, уметь слышать собственного ребенка и принимать его точку зрения, понимать, что у одной и той же задачи могут быть разные пути решения, а дети не всегда выбирают тот же путь, что и родители, – все это слагаемые, без которых не прийти к результату в виде гармоничной семьи, где каждый ребенок и взрослый счастлив. "Мы всегда очень много общаемся. Начинаем обсуждать одну тему, а через 3–4 часа диалога уже и не помним, с чего начали. У нас очень доверительные отношения, но при этом субординация между детьми и родителями соблюдается. Дети сейчас такие эмансипированные, что они многому могут научить нас, взрослых. И я часто прислушиваюсь к советам своих сыновей. И знаю точно, их нельзя держать в жестких рамках, нельзя ставить категорические запреты, не объясняя причины своих решений, не доходя до сути вопроса. И детей нужно не только наказывать за проступки, но и поощрять. Обязательно нужно поощрять, иначе он не поймет, когда сделал хорошо, а когда – плохо. И потом у ребенка уже на автомате это происходит, он понимает, что учиться – это хорошо, а баловаться – плохо. Конечно, не всегда за поощрение, просто вырабатывается сознательность, – при этом Екатерина отмечает, что отличные оценки никогда не были для них в приоритете. Важнее, чтобы были цели и амбиции, а все остальное рассматривалось как инструменты для их реализации. – Мы часто слышим, как детям говорят: "Вот учись, станешь большим человеком". Кто этот большой человек? Зачем им надо становиться? У нас иной подход: вот сколько ты сегодня прочитал, узнал, услышал, ровно на столько ты за сегодня стал умнее. Завтра будет новая порция знаний".
Семья Медведевых по праву гордится своими сыновьями. Но вовсе не за их медали и призовые места. Это все – скорее, закономерность, начало которой лежит в желании воспитать достойных людей. Ведь, как неоднократно говорила Екатерина, нет детей, которые бы не были одарены в том или ином направлении, главное – заметить это, и вовремя создать условия. Причем, несмотря на необходимую материальную составляющую для большинства направлений творчества и спорта, здесь гораздо важнее поддержка и вера в успех собственного ребенка. Подчеркивая это, мама добавляет: "Дети – зеркало семьи. Если что-то будет не так, не о них скажут плохо, а о родителях". Гарри и Екатерина могут быть спокойны: о них не скажут, а совсем даже наоборот, и они с радостью могут любоваться счастливым отражением в своем семейном зеркале.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.