[B]Поэт и прозаик, ученый и литературный критик, педагог и просветитель, публицист и общественный деятель НИГЕР (Иван ДЖАНАЕВ) навсегда останется одним из самых ярких представителей осетинской интеллигенции, неизмеримо много сделавшей для родного народа.[/B]
Разносторонний талант позволил не просто внести значимый вклад в литературу, но и стать достойным старшим, указывающим правильный путь в словотворчестве целым поколениям, опаленным пламенем Великой Отечественной войны. Как истинный гуманист, воспевавший идеалы свободы, он при всех испытаниях судьбы не сломился и говорил только правду, призывая всех слышать думы Родины своей. С тем, чтобы верно служить ей на ниве культуры, образования, мирного, созидательного труда, оплота в виде защитника от вероломного врага. Сам Нигер преуспел во многих ипостасях, всей своей жизнью став примером подвижнического труда во имя потомков. Тех потомков, коим сегодня крайне необходимо внимать его мудрому слову.
Возможность для этого имеется – с перерывом в несколько десятков лет вышли "Авзарст уацмыста" ("Избранные произведения") автора. Составителями сборника, в который включены стихотворения, в том числе написанные в прозе, сказания, переводы, литературно-критические статьи, выступили ученые Зинаида Тедтоева и Зарина Ханаева – внучка классика литературы.
Во вступительном слове ученого и писателя Шамиля Джикаева Нигер назван художником слова и мыслителем, занявшим особое место во дворце знатоков родного языка и народного творчества. Показ безрадостной жизни обездоленных горцев в дореволюционный период приводил к призывам к борьбе за свободу и справедливость, которые обрели новую силу и более конкретное содержание в советское время. Строители новой жизни нередко обвиняли его в пропаганде чувств грусти и пессимизма, но у сомнений и колебаний были веские основания. Какие именно, можно уяснить из стихотворений "На мосту", "Я не страшусь", "Новая эра", других образцов его поэзии. Лирический герой поэта смог взглянуть на мир и по-новому, обнаружив неутомимое жизнелюбие и радостное, светлое мироощущение. Но жизнь никогда не бывает однозначно простой.
Как нельзя современно и литературно-критическое наследие автора. Думы о сегодняшнем состоянии литературы, ее будущем выливаются в аналитические статьи. Автор обращает внимание и на проблемы перевода произведений классиков мировой литературы на осетинский язык, творческое становление молодежи. Здесь же имеется богатый материал о значении нартского эпоса для осетинского народа, настоятельно подчеркивается необходимость его изучения. Кто знает, может, в других, более благоприятных условиях Нигер прожил бы гораздо дольше и сам стал бы основоположником традиций нартоведческой научной школы. Или же – школы хетагуроведения, потому как главным маяком в творческой деятельности для него являлся Коста...
А с каким горьким сарказмом или даже открытой неприязнью говорит автор о горе-критиках, не вносивших никакого вклада в литературу, но требовавших от действительно ярких талантов пустого воспевания действовавшего строя! Те демагоги давно забыты, а произведения терзаемых ими мастеров слова являются духовными сокровищами нации. Их изучают в школах, на их примере учат разбирать художественные произведения в вузах, как призывал Нигер.
Во всем сказанном читателя – исследователя, студента, учащегося, ценителя художественного слова – убедят философские размышления, патриотические порывы, гимны природе и интимные переживания дальновидного писателя и человека с чувствительным сердцем.