Темой обсуждения стали исполнение национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в Северной Осетии и определение стратегических целей и задач на плановые периоды 2021 и 2022 годов комитетом дорожного хозяйства республики, а также развитие дорожной отрасли за четыре года.
Председатель комитета Тариэль Солиев отметил, что развитию дорожной отрасли и инфраструктуры в последнее время уделяется серьезное внимание, так как она должна стать локомотивом роста экономики страны.
"С приходом к власти Главы РСО–А Вячеслава Битарова была проведена ревизия в различных отраслях деятельности, в том числе в дорожной. Были определены "болевые точки", намечены пути выхода из сложившейся кризисной ситуации и перспективы ее развития", – подчеркнул Тариэль Солиев. Руководитель ведомства напомнил о том, как в начале работы у комитета существовала многомиллионная кредиторская задолженность перед подрядными организациями, не были завершены работы по реконструкции дорог, в "портфеле" отсутствовал резерв утвержденных проектов, не была определена стратегия работ на перспективу, срывались сроки выполнения контрактов. Кроме того, комитет не участвовал в выполнении федеральных программ развития дорожной отрасли, что лишало республику дополнительного финансирования на развитие дорожной сети из федерального бюджета. По указанию главы республики комитету дорожного хозяйства предстояло в короткий срок решить эти проблемы, что и было сделано.
"После соответствующих обращений руководителя республики в Министерство транспорта России и Росавтодор и получения гарантий обеспечения финансирования со стороны этих ведомств комитетом дорожного хозяйства была разработана программа развития дорожной сети Северной Осетии, – рассказал Тариэль Солиев. – В различные федеральные программы были включены строительство новых объектов, реконструкция, капремонт и ремонт объектов, не соответствующих современным стандартам".
В 2016 году реконструкция участка автодороги "Чикола – Мацута – Комы-Арт" с подъездом к селу Галиат была завершена, дорога введена в эксплуатацию. В том же году был введен в эксплуатацию мостовой переход через реку Дур-Дур протяженностью 60 п.м. В 2017 году завершена реконструкция автодороги "Подъезд к Бремсбергу" протяженностью 7,6 км. В 2018 году завершилась реконструкция 2-мостовых переходов в Алагирском районе, а также построен мостовой переход в селе Кодахджин.
Как сообщил Тариэль Солиев, в прошлом году в республике началась реализация нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Ежегодно из федерального бюджета на реализацию мероприятий в рамках этого проекта будет выделяться 496 млн рублей, из консолидированного бюджета РСО–А – еще 115 млн. Уже в прошлом году за счет средств нацпроекта были отремонтированы 28 городских улиц общей протяженностью почти 34 км и 7,2 км региональных дорог. Дополнительное финансирование было решено направить на реконструкцию моста через реку Терек у села Фарн на автодороге "Архонская – БМК – Хумалаг – "Кавказ" и через реку Урсдон на а/д "Красногор – Николаевская", а также на продолжение строительства объезда села Мичурино по автомобильной дороге "Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен-2". Работы на этих объектах начинаются и будут завершены в 2021 году.
Не менее значимая задача, как подчеркнул руководитель ведомства – за счет улучшения состояния дорог ликвидировать места концентрации ДТП, повысить уровень безопасности дорожного движения. Как минимум вдвое должно сократиться количество таких "горячих точек". Более безопасным станет движение по дорогам и за счет снижения количества участков, работающих в режиме перегрузки.
В ходе осуществления проекта "Безопасность дорожного движения" будут обустроены и приведены в соответствие с нормативами пешеходные переходы в первую очередь вблизи образовательных учреждений, освещение участков дорог, установка светофорных объектов. Более чем в два раза увеличится количество автоматических камер фото-, видеофиксации нарушений ПДД.
Председатель комитета дорожного хозяйства подчеркнул, что благодаря обращению Вячеслава Битарова к Президенту России Владимиру Путину были начаты работы по строительству дороги "Кавказ": Хурикау – Малгобек – Моздок, которая напрямую свяжет Владикавказ с Моздоком.
Ход строительства дороги находится на постоянном контроле у главы республики. Моздокский район будет прочнее интегрирован в единую дорожную сеть и производственно-экономическую структуру республики. Значительно улучшится транспортная связь между столицей и одним из крупнейших райцентров".
Председатель дорожного комитета отметил, что по указанию главы республики району ежегодно выделяются дополнительно значительные средства на развитие сети дорог, которые не приводились в порядок долгие годы, и привел слова Вячеслава Зелимхановича: "Я буду ездить в Моздокский район до тех пор, пока к каждому селу не будет построена или отремонтирована дорога". Работа, надо отметить, ведется колоссальная.
Большая программа ремонта по указанию главы республики разработана и для Алагирского района. При этом многие объекты, включенные в программы работ, были определены в ходе встреч главы с жителями района. В частности, на средства Нацпроекта БКАД в этом году в районе отремонтировано почти 19 километров дорог.
Одна из Государственных программ, осуществляемых по инициативе главы республики – "Развитие туристско-рекреационного комплекса республики".
"По идее Вячеслава Зелимхановича, в ближайшие годы республике предстоит развивать туристический и рекреационный кластеры, что даст толчок к возрождению этой отрасли экономики. Для этого необходимо создать все условия для их комфортабельного пребывания в республике и удобного передвижения по туристическим маршрутам, – подчеркнул Тариэль Солиев. – Предстоит провести модернизацию существующих и построить новые участки горных дорог, организовать новые туристические маршруты, по которым можно будет последовательно проехать из одного горного ущелья в другое: из Дигорского – в Алагирское – до федеральной трассы Транскам. Алагирское ущелье – наша историческая и культурная ценность: это родина великого Коста, это и Мамисон, который будет развиваться, и горнолыжные трассы Цея – места притяжения большого потока туристов. Из Алагирского ущелья по горным дорогам можно будет проехать в Куртатинское и далее в Даргавское ущелье".
Особо важным шагом Солиев отметил тот факт, что был "реанимирован" проект строительства горно-рекреационного кластера "Мамисон". Строительство кластера начиналось и приостанавливалось несколько раз, но только сейчас обрело реальность. Из Федерального бюджета на 2020 г. выделены средства в объеме 200 млн. рублей для начала работ по реконструкции пятисотметрового тоннеля на начальном участке дороги к Мамисону. Работа должна быть завершена в 2021 году.
Прозвучала и долгожданная для жителей горных сел новость. В рамках реализации программы "Комплексное развитие сельских территорий сельскохозяйственного и туристического назначения" предстоит провести ремонт сети дорог в Кармадонское ущелье, в Даргавс, в Цей, в Фиагдон.
Кроме того, к 1100-летию крещения Алании проводятся работы по ремонту дороги в Куртатинском ущелье и моста перед Аланским Свято-Успенским мужским монастырем.
"При тех темпах работ, которые задал дорожникам глава республики, вся сеть автомобильных дорог региона может быть отремонтирована уже в ближайшие несколько лет", – заключил Солиев.
Игорь Касабиев оценил работу Комитета и попросил сообщить о соблюдении сроков исполнения планов и задач, возложенных на Комитет в 2020 году. Тариэль Солиев заявил о своевременной сдаче всех запланированных объектов. Остальные вопросы, поступившие от присутствующих, касались придорожной инфраструктуры, ее развития и работы Комитета в этом направлении с республиканскими и муниципальными властями.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РСО-А Тимур Медоев остановился на проблемных вопросах бизнес-сообщества, занятого в дорожном хозяйстве.
"Все мы становимся свидетелями достижений в дорожно-строительной – отрасли! Темпы, объемы и качество строительства дорог потрясают. Дорожно-строительная отрасль становится драйвером развития инфраструктуры и экономики региона в целом, – отметил Тимур Медоев. – Решающая роль данных преобразований, бесспорно, за главой республики Вячеславом Битаровым, чьи лоббистские возможности позволили привлечь внимание руководства страны и увеличить в разы дорожный бюджет, и руководства комитета дорожного хозяйства, чьи умелые и подчас решительные способности организовать производственный процесс позволяют реализовывать самые амбициозные планы.
Не побоюсь преувеличить, если скажу, что желания остались бы на бумаге, а деньги в бюджете без практической реализации, т.е. без строителей, дорожников, коммерческих организаций, представляющих отрасль, проще говоря – без бизнеса".
В последнее время сложились весьма благоприятные условия взаимодействия бизнеса и власти. В подтверждение своих слов Тимур Медоев привел тот факт, что за 4 года в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей не поступило ни одной жалобы на действия или бездействие комитета дорожного хозяйства, которые в той или иной мере препятствовали развитию бизнеса. Решена, казалось бы, нерешаемая проблема: ликвидирован миллиардный долг перед подрядчиками, своевременно осуществляется плата за выполненную работу.
"Развитие и совершенствование дорожной сети даст толчок развитию экономики, – отметил Тимур Медоев. – Примером тому может служить туризм, придорожный сервис, придорожная торговля. Проектирование новых дорог и их реконструкция должны осуществляться с учетом потребностей бизнеса, представляющего данные отрасли, куда легче решить вопрос на стадии разработки, чем решать его после того, когда объект введен в эксплуатацию".
В рамках заседания общественного совета Уполномоченный по защите прав предпринимателей поднял и другие общественно значимые проблемы. Задача сохранения культурного наследия приобрела особую актуальность в свете последних событий, связанных со строительством важной автотрассы. "Никто не делает больше для сохранения культурного наследия как тот, кто строит, развивает регион, создает условия для развития подрастающего поколения, - уверен Тимур Медоев. – Я хочу переложить ответственность за просчет проектировщиков дороги на Моздок на половину сидящих в этом зале, в том числе и на себя. Это мы недоглядели, это мы не верили, мы не инициировали обсуждение проекта, это мы не предупредили. Примером успешного решения аналогичной проблемы была ситуация со строительством автотрассы через станицу Змейскую: нет уголовных дел, есть сохранение культурного наследия, есть взаимодействие науки, бизнеса и власти".
В ходе совещания также были обсуждены вопросы строительства объектов придорожного хозяйства, инфраструктуры, которые должны в кратчайшие сроки привлечь туристов и обеспечить их потребности, а также сделать республику инвестиционно привлекательной.