Своим мнением о сложившейся в последние годы ситуации на транспорте и дорогах республики поделился председатель Северо-Осетинской республиканской организации Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Хаджи-Мурат ГАБУЕВ.
– Республике нужны дороги, отвечающие самым современным техническим требованиям. Поэтому при их строительстве должны использоваться новые, современные технологии. Это необходимо в первую очередь для обеспечения безопасности дорожного движения. Чтобы водители, проезжая по таким дорогам, не испытывали трудности и неудобства, а наоборот, получали удовольствие. На профсоюзных конференциях, пленумах, заседаниях президиума мы рассматриваем вопросы, связанные с улучшением условий труда работников транспортных и дорожных предприятий, охраны труда и безопасности дорожного движения.
В недалеком прошлом в деятельности дорожных предприятий республики были серьезные проблемы: это слабое финансирование, зарплата не выплачивалась месяцами. Были случаи, когда здоровые мужики, работники дорожных предприятий, приходили в реском профсоюза и со слезами на глазах жаловались на отсутствие у них средств, чтобы подготовить детей в школу или сделать им подарок к Новому году. Долги республики перед дорожниками составляли десятки, а то и сотни миллионов рублей. Средства Дорожного фонда не доходили до дорожников и не использовались по назначению. Несколько крупнейших дорожных предприятий были ликвидированы или подверглись банкротству.
Защищая социальные права и интересы работников отрасли, Реском профсоюза неоднократно обращался к руководству республики и лично к тем, кто курировал предприятие, с требованиями разобраться и решить существующие проблемы. Однако коренным образом изменить ситуацию не получалось.
За неполных три года в комитете дорожного хозяйства республики сменилось пять руководителей. Лишь в последнее время положение в отрасли стало меняться.
Новое руководство республики стало уделять серьезное внимание развитию транспортной инфраструктуры. Руководителем Комитета дорожного хозяйства РСО–А был назначен опытный специалист Тариэль Солиев.
Сегодня финансирование дорожной отрасли осуществляется в рамках Государственной программы республики "Модернизация и развитие автомобильных дорог РСО–А на период до 2022 года". Для выполнения этой программы активно используются средства Дорожного фонда. Только за последние 5 лет было выделено около двенадцати миллиардов рублей, из которых пять миллиардов – из федерального бюджета. Были погашены долги по зарплате дорожным предприятиям за выполненные работы прошлых лет. Это более двухсот миллионов рублей. Люди наконец-то стали получать реальную зарплату.
За прошедшие годы построены, реконструированы и отремонтированы сотни километров дорог. Усилиями работников дорожных предприятий в короткие сроки восстанавливаются размытые паводками дороги и мосты.
В 2019 году был дан старт строительству новой дороги, которая свяжет столицу республики Владикавказ с Моздоком. Об этой дороге, которая пройдет только по территории нашей республики, десятилетиями мечтали не только моздокчане, но и жители всей республики. Строительство дороги ведется в очень сложных условиях, но нет ни капли сомнения, что она будет построена качественно и в срок. Самые теплые слова благодарности за самоотверженный труд хочется сказать нашим дорожникам. В их числе труженики: ООО ДРСУ-3 (начальник Казбек Ботоев, председатель профкома Кристина Каркусова); ООО "Дельта-Сервис" (начальник Казбек Беликов), ОАО "Моздокское ДРСУ" (начальник Казбек Акоев, председатель профкома Мария Немченко); ООО "Ирдорстрой" (начальник Тамерлан Дзодзиев, председатель профкома Белла Дзодзиева); ООО "Нива" (начальник Эльбрус Гадиев, председатель профкома Борис Гадиев) УТДС АМС г. Владикавказа (начальник Тимур Дзуцев, председатель профкома Зарета Караева) и другие.
Большую работу проводят в республике дорожники, которые обслуживают федеральные трассы: филиал ФКУ "Упрдор "Кавказ", который возглавляет Чермен Губаев. Благодаря их слаженной работе состояние федеральных дорог протяженностью 276 километров находится в отличном состоянии. В их числе Транскам и Военно-Грузинская дорога. Ремонт и содержание этих дорог организованы на самом высоком уровне с использованием самых современных технологий. Они всегда гладкие, ровные и чистые. Среди тех, кто их строит и обслуживает, предприятие ООО "Южная строительная компания" (начальник Казбек Хугаев, председатель профкома Марат Муртазов). Работники предприятия чувствуют и понимают, какая большая ответственность лежит на их плечах и с честью выполняют свой долг. Они понимают, что по федеральным трассам к нам в Осетию приезжают туристы и гости со всей страны, по состоянию дорог делают выводы о республике, о населяющих ее людях и о ее культуре.
За последние годы общественный пассажирский транспорт претерпел много разных "новаций". Десятки государственных предприятий автотранспорта благодаря деятельности нерадивых чиновников прекратили свою деятельность. Это такие крупные, как автоколонны 1440 и 1439, Моздокское и Бесланское АТП и многие другие. Без работы, а значит, без средств для содержания своих семей, остались сотни водителей, в том числе проработавшие в отрасли десятки лет.
Естественно, освободившуюся нишу тут же заняли частные перевозчики, которые не столько заботятся о культуре и безопасности обслуживания пассажиров, сколько о собственной прибыли. На маршруты чаще стали выезжать технически неисправные автобусы. Их водители не всегда проходили обязательный медицинский осмотр. От населения города и республики часто поступали жалобы на грубое отношение водителей к пассажирам. Санитарное состояние многих автомобилей вызывало справедливые нарекания пассажиров.
Сегодня ситуация медленно, но уверенно стала меняться к лучшему. Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров", проводится конкурсный отбор и водителей, и транспорта. Главная цель новых реформ – безопасность пассажиров и качественное их обслуживание.
Госпредприятия автотранспорта, которых в республике осталось всего пять из 27, добросовестно выполняют свои задачи. Продолжают осуществлять социальные маршруты в труднодоступные села республики. Весь автотранспорт ныне действующих предприятий – автоколонны-1210, Алагирского, Октябрьского, Дигорского АТП и АО "ВладГорТранс" – работают слаженно, без срывов.
На этих предприятиях перед выездом на маршрут осуществляются техническая проверка транспорта и медицинский осмотр водителей, соблюдаются намеченные графики движения автобусов. Руководители этих предприятий: Заур Караев, Артур Каболов, Ярослав Джанаев, Виталий Базиев и Таймураз Абаев делают все, для того чтобы пассажиры остались довольны обслуживанием.
Добрых слов и уважения заслуживают водители, механики и диспетчеры наших автопредприятий: Петр Качмазов и Алан Гудиев из автоколонны-1210, Ирлан Гаглоев из АТП "Октябрьское" Тамерлан Цгоев и Тамерлан Сугкоев из АО "ВладГорТранс", Владимир Марзоев и Аслан Магкеев из Алагирского АТП, Артур Гибизов и Иза Цебоева из Дигорского АТП и многие другие.
Вчера проходила Всероссийская акция профсоюзов в рамках Всемирного дня действий "За достойный труд!", участие в которой принял и наш отраслевой профсоюз.
По данным статистики, численность безработных в нашей стране составила 4,7 миллиона человек по методологии МОТ, или 6,3 процента рабочей силы. Число официально зарегистрированных безработных увеличилось в 4,6 раза и составило 3,3 миллиона человек, из которых 3 миллиона человек получали пособие по безработице. На одну заявленную работодателем вакансию претендуют более 2 человек. В целях поддержки безработных граждан Правительством России были приняты своевременные меры, которые смягчили кризис на рынке труда. Профсоюзы активно участвуют в разработке новых законодательных норм, защищающих права работников с дистанционной (удаленной) занятостью. Но сейчас, по мере перехода к фазе восстановления, все чаще раздаются голоса, требующие в виде платы за антикризисные меры "освободить" бизнес и менеджмент от социальных обязательств. Профсоюзы России выступают против этого. Российским работникам нужна справедливая экономика, в которой реализуется право каждого на достойный труд и его достойную оплату. Создание эффективной занятости как основы справедливых доходов и защита работников на производстве лежат в основе решений, которые предстоит принять.
Профсоюзы выступают за страховые принципы выплаты пособия по безработице и считают, что Правительство России с участием социальных партнеров должно незамедлительно принять самые решительные меры по созданию рабочих мест, в том числе в бюджетном секторе экономики. Защита прав и социальных гарантий трудящихся во всех формах занятости должна быть неукоснительно обеспечена.