Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Не в объезд, а прямо

[B]Реконструкцию моздокской дороги "Кавказ" – "Хурикау – Малгобек – Моздок" следует вести по первоначально утвержденному проекту и не приступать к строительству объездной для обхода Зилгинского городища, уверен наш читатель – геолог, почетный разведчик недр Урузмаг ЦИБИРОВ. [/B]

Эта дорога начинается от федеральной автотрассы "Кавказ", которая соединяет Владикавказ с Нальчиком и далее – с другими городами России. В самом начале первые 700 метров проходят через вышеупомянутое городище, и строительные работы здесь прекращены по требованию археологов и историков, что, по-моему, ошибочно. Вместо этого интервала планируют строить дорогу через окраину селения Зилга для обхода археологически ценного городища.

О ситуации и выходе из нее я писал в статьях "Дорогу строить по проекту" в газете "Северная Осетия" от 18 июня 2020 года и "О новой дороге "Владикавказ–Моздок" в газете "Пульс Осетии" от 4 августа 2020 года. После этих публикаций зилгинцы пригласили меня на осмотр дороги и прилегающей территории.

Оказалось, что к строительству объездного пути еще не приступали, а на первых 700 метрах прямой дороги через Зилгинское городище земляные работы уже завершены практически целиком, и на половине этого интервала уже даже уложен слой песчано-гравийной смеси. Завершая строительство этой части моздокской дороги по первоначальному проекту, а не в обход, думаю, никакого вреда не будет нанесено Зилгинскому городищу, так как здесь осталось выполнить только работы по укладке ПГС и асфальта, то есть, повторюсь, земляные работы уже завершены.

Нанесенный городищу вред оказался мизерным, так как строится не новый объект, а реконструируется очень древний путь, который сохранился и действует до наших дней. Две тысячи лет назад эта дорога напрямую соединяла аланские города, а наши древние предки вряд ли могли хоронить или строить прямо на дороге. Кроме того, площадь городища – полтора квадратных километра, и 700-метровая дорога через него занимает малую часть ее площади. Если бы дорога была новой и проходила через центральную часть городища, даже и тогда нанесенный ею вред был бы мизерным в соотношении с занимаемой площадью.

Таким образом, общественность и профессиональное сообщество ошибочно и с большим опозданием забили тревогу, и из-за этого строители были вынуждены приостановить работы на этом участке прямой дороги. Уверен, их надо продолжить и завершить по проекту.

Ранее в СМИ прошла такая информация: "Форсирование работ привело к уничтожению уникального памятника Зилгинского городища, по которому прошлись тяжелой техникой…" Нельзя вести речь о том, что памятник уничтожен, нанесен всего лишь мизерный, незаметный ущерб. Поэтому переносить строительство начальной части очень важной для республики магистрали на окраину селения Зилга считаю большим промахом. Уверен, не было никакой необходимости в изменении уже утвержденного и реализуемого проекта, да еще и ущемлены интересы значительной части его жителей.

Строители работают по проекту, утвержденному во всех инстанциях, и изменять его по чьему-либо требованию не имеют права. Любое изменение проекта нужно согласовывать с проектировщиком и заказчиком работ. В свою очередь археологи и историки должны были подготовить проект или хотя бы перечень необходимых археологических работ и передать основным проектировщикам для включения в общий проект. Однако они этого не сделали.

Есть претензии и к проектировщикам. Во-первых, в проекте они не предусмотрели проведение археологических работ. Кроме того, допустили еще одну, более дорогостоящую, оплошность. Строительные работы нужно было предусмотреть прямо от федеральной дороги "Кавказ" с дооборудованием транспортной развязки, а они отступили от нее и запроектировали строительные работы только от начала транспортной развязки, оборудованной на перекрестке двух дорог. Эта транспортная развязка появилась несколько лет назад при строительстве дороги в объезд города Беслана. Проектировщики ошибочно посчитали, что на перекрестке двух дорог транспортная развязка позволяет разворачиваться беспрепятственно и ехать во всех необходимых направлениях. Но, выезжая с моздокской дороги с перекрестка, невозможно проехать в сторону Владикавказа. Для этого нужно преодолеть в обратном направлении 1 км до зилгинского перекрестка со светофором и только там развернуться в сторону Владикавказа. Строительство дороги в объезд городища эту проблему тоже не решает, так как нужно ехать по ней до того же светофора. На зилгинском перекрестке нужно обустроить круговое движение, которое обезопасит въезд и выезд из селения Зилга. Для этого придется сместить имеющийся здесь памятник за пределы круга. Или же устроить разворот в интервале между моздокским и зилгинским перекрестками там, где полосы встречного движения на дороге "Кавказ" разделены друг от друга более чем на 15 м.

Словом, нужно дооборудовать транспортную развязку на перекрестке двух дорог для беспрепятственного разворота и поездки во всех необходимых направлениях как со стороны Владикавказа и Нальчика в сторону Моздока, так и обратно. Без этого строительство моздокской дороги можно считать незавершенным. По-видимому, нужно дополнить проект, определив необходимые для этого средства и сроки строительства.

Автор: .

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 934

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика