[B]Не так давно во Владикавказе открылось отреставрированное здание Архиерейского подворья. Еще век назад оно венчало целый комплекс зданий, соседствовало с Михайло-Архангельским собором, замыкая улицу Крепостную. Теперь же великолепное здание после десятилетий запустения вновь украсило этот уголок старого города. [/B]
Однако часть здания все же была безвозвратно утеряна. Владимирская церковь, наиболее ранняя из всего ансамбля резиденции, так и не была восстановлена в первозданном виде. Как навсегда утрачены за почти столетие атеизма и уникальные росписи этого храма, сделанные рукой незаурядного человека, фотографа Григория Оже.
Григорий Николаевич Оже родился в 1834 г. в Евпатории. Отец его, Николай Антонович Оже, по происхождению француз, занимал должность уездного лекаря II класса. Он был весьма влиятельным человеком в Евпатории, одним из создателей грязевой лечебницы.
Григорий, старший из сыновей, получил домашнее образование. Он любил читать, сам освоил азы рисования и посвящал ему все свободное время. В возрасте восемнадцати лет, в 1852 г., поступил в Петербургскую академию художеств по классу живописи к известному тогда художнику-романтисту М.Н. Воробьеву. Однако студенческая жизнь его в академии длилась недолго. Умер отец, и Григорий вынужден был бросить обучение, вернуться в Евпаторию. Он не оставляет занятий живописью и уговаривает живущего там же, в Крыму, И.К. Айвазовского взять его в ученики. Через три года обучения Григорий Николаевич возвращается в Петербург и добивается права сдавать выпускные экзамены в академии. Чин неклассного художника – самый низкий из всех возможных, – полученный им по окончании академии, позволял тем не менее заниматься выбранной профессией.
Григорий Николаевич остался в Петербурге и уже в 1857 г. начал выпускать один из первых в России фотографических журналов под названием "Светопись". В нем публиковались не только статьи о фотографии, но и репродукции картин. Издание иллюстрированного журнала в то время было связано с серьезными финансовыми затратами, и в связи с недостатком средств пришлось его закрыть. В том же году на чердаке дома статского советника Демидова в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга Оже открыл фотографический кабинет. В коллекции дагерротипов Русского музея в Санкт-Петербурге хранится несколько ранних работ Оже, в том числе портрет художника Ф.А. Моллера.
Благодаря Оже, до нас дошли фотографические изображения многих художников того времени. Однако в Петербурге фотограф так и не прижился. Начались его скитания по стране.
В 1870 г. он перебрался в Полтаву, где открыл небольшое фотоателье, которое просуществовало до 1878 г. Через два года переехал в небольшой городок Валки под Харьковом. Там он открыл ателье в доме купца Белибашева. Примерно в этот период скитаний он женился, однако, кто его жена, были ли дети в этом браке, неизвестно. Дальше были Вологда (1873 г.) и Тверь, где в 1880 г. открылось фотоателье с филиалами в Бежецке и Ржеве. К концу 1880-х – началу 1890-х годов появилось фотоателье в Ярославле, в 1887 г – в Санкт-Петербурге. В 1894 г. он открыл фотоателье в Оренбурге, на Эссенской улице, в первом этаже дома Лактаева. Но в этом городе он прожил всего три года. В 1896 (1897) г. по приглашению младшего брата Евгения Григорий Николаевич обосновался во Владикавказе.
Здесь в доме Кухаренко, на Лорис-Меликовской улице, он открыл художественную мастерскую и небольшое фотографическое ателье. Его фотографии, относящиеся к владикавказскому периоду, неимоверно редки, хотя ателье это просуществовало четыре года. Сам Григорий Николаевич зарабатывал на жизнь росписью храмов и иконописью. Так, в 1897 г. во "Владикавказских епархиальных ведомостях" выходила реклама мастерской Оже c упоминанием, что работы художника можно посмотреть "в Михайло-Архангельском соборе и в Крестовой церкви Его преосвященства".
Во Владикавказе Оже проработал четыре года. К этому времени фотографу было уже 63 года, проявились признаки заболевания, которое в конечном счете и свело его в могилу. Он стремительно терял зрение. Для фотографа, а тем более художника, – это катастрофа. В 1901 г. Оже покидает Владикавказ и поселяется в Нижнем Новгороде, куда с ним отправляется и его владикавказский помощник Прокопий Тимофеевич Хмара. Опять новое место, новое ателье, все – с чистого листа. Они налаживают выпуск открыток, альбомов, которые сегодня являются редчайшим документальным свидетельством истории Нижнего Новгорода.
В последнее свое путешествие Оже отправился в 1905 г. Обоянь – маленький городок в современной Белгородской области. 71-летним стариком он открыл свое последнее фотоателье. Известны его фотографии, сделанные в тот период. Но вскоре ателье прогорело...
Богаделен для престарелых художников не существовало. В просьбе Григорию Николаевичу было отказано. Где и при каких обстоятельствах он умер, что случилось с его семьей, так до сих пор никто и не знает.