О перспективах, новых смыслах для республики и драйверах развития Владикавказа – в рассказе председателя Комитета по архитектуре и градостроительству РСО–А Александра Цаллагова.
Главный архитектор вначале провел небольшой экскурс в прошлое и отметил, что в свое время градообразующим фактором республики стала добыча свинца в горах Осетии и строительство во Владикавказе крупнейшего предприятия цветной металлургии, что, в свою очередь, дало толчок к активной застройке г. Владикавказа. Мощное развитие промышленности привело к тому, что в городе стали появляться многочисленные здания, особняки, банки, мосты и другие объекты, которые формировали облик столицы Северной Осетии. Помимо этого, Владикавказ имел выгодное географическое положение: формировал важную экономическую дорогу в страны Закавказья. Производство активно продолжало развитие и в советское время и было представлено двадцатью промышленными предприятиями, 16 из которых являлись заводами оборонной промышленности.
Однако, как напомнил Цаллагов, в 90-е годы с прекращением поступления государственного заказа и со сменой политического строя большинство промышленных производств прекратили свое существование, а с ними был утрачен и градообразующий фактор столицы.
"Сегодня перед руководством комитета стоит важная задача: найти новый драйвер развития как для Владикавказа, так и для всей республики, – подчеркнул Александр Цаллагов. – Ряд профильных ведомств ведет поиск путей решения в сложившейся ситуации. Это по-прежнему может быть географическое положение и важные транспортные пути Закавказья, а также рекреационный потенциал республики и стабильный запрос общества на экологичный досуг, санаторно-курортный отдых, экстремальный туризм. Поэтому город нуждается в новых смыслах, над чем и трудятся ведомства нашей республики.
Сегодня Владикавказ начинает работу над проектированием и осмыслением участка дороги от п. Верхнего Ларса до г. Владикавказа для создания внятной инфраструктуры, придорожного сервиса и перехватывающих логистических комплексов, позволяющих снизить нагрузку и нормализовать движение в случае затруднений при пересечении границы".
Руководитель комитета отметил, что Владикавказу нужны градообразующие предприятия, но их направленность должна быть основана на "сильных сторонах" республики.
Касаясь первых результатов работы комитета, Цаллагов рассказал, что начали работу с нормативной базой, а именно приведения ее в соответствие с федеральным законодательством. "Были определенные несоответствия. Проведя анализ, мы синхронизировали наши региональные законы в области архитектуры и градостроительства с российскими.
У нас есть ряд законодательных инициатив в области повышения эффективности управления в сфере градостроительной деятельности, не хватает механизмов ее регулирования. Как только заходит речь о решении какой-то конкретной проблемы, не хватает адресности и конкретизации, а также дополнительных рычагов управления в этой сфере. И с этим рядом законодательных инициатив, не противоречащих федеральному законодательству, мы хотим выступить. Работа ведется активно, вместе со смежными ведомствами проходят обсуждения и консультации. Надеемся, что в конечном итоге получим закон, позволяющий регулировать сферу градостроительства", – отметил Цаллагов.
Еще одна острая тема: и в самом Владикавказе, и в районных центрах множество фактов крайне неудачных застроек, испорченных фасадов зданий коммерческими структурами
и т. д. Есть ли механизмы влияния муниципальных образований на проблему?
Глава профильного комитета считает, что "архитектуру создают три участника процесса: инициатор строительства, архитектор и градоначальник. Их действия не должны наносить ущерб городу и его исторической застройке. Облик должен оставаться гармоничным, должна сохраняться его аутентичность".
"Если говорить о нерегламентированной застройке, то это и есть "наследие" тридцати лет отсутствия внятной политики в области градостроительства. Здесь, конечно же, работу нужно проводить муниципалитетам. В их полномочиях по закону – выдача разрешений на строительство. Но не хватает профессиональной оценки тех архитектурных решений, по которым выдаются документы. На мой взгляд, как раз в этом аспекте необходимо регулирование профессиональным коллегиальным решением экспертов. Каждое разрешение на строительство должно проходить оценку на качество архитектурных решений. Тогда вектор внимания сместится в сторону проектов. Для реализации такого сценария как раз необходимо работать в области законодательства и создавать механизм, который позволит муниципалитетам по-прежнему регулировать вопросы застройки с учетом экспертного мнения. Это должно быть обязательной процедурой", – уверен главный архитектор Северной Осетии.
Контролирует ли Комитет по архитектуре и градостроительству РСО–А самовольное строительство? Есть ли законодательные механизмы влияния на нерадивых строителей? Цаллагов считает, что в рамках законодательства эта функция принадлежит муниципалитетам на уровне земельного контроля, инженерно-технических инспекций, соответствия строительства проектной документации. "Работа, конечно, не налажена, – признался руководитель республиканского комитета. – Важно муниципальным образованиям отрабатывать механизм по приведению объектов в регламентированное состояние (снос, частичный снос и пр.) За последние два года в области сноса появились изменения, облегчающие эту процедуру. Если объект оказывается на муниципальной территории и не имеет соответствующих документов, он может быть снесен в течение полутора-двух месяцев. Если построен на частной территории, то вопрос решается через суд".
Относительно архитектурного облика республики в свете стремительного развития туризма ситуация неоднозначна. Неоднократно во многих ведомствах возникал вопрос о едином архитектурном ансамбле или оформлении горных мест отдыха. Говоря о перспективах, собеседник отметил, что "у общества есть запрос на что-то наше, гармоничное, качественное, интересное, новое. Но это плоскость творческих архитектурных бюро, проектных организаций, частных инициатив. У комитета все-таки более законотворческая работа. Хочу отметить, что пока у нас слабо работает конкурсная система по выявлению наилучших решений, по привлечению талантов в области архитектуры. Множество объектов имеет пока что "кулуарное" происхождение. На деле же все важные градостроительные площадки нужно пропускать через творческие конкурсы, чтобы создать конкуренцию и привлечь лучших специалистов.
Какими бы ни были планы развития горных территорий, в первую очередь будут развиваться дороги, так как это артерии, которые позволят насытить территории туристическим трафиком. Соответственно для него нужно создавать точки интереса, притяжения, тот самый драйвер развития туризма. Каждое место в республике имеет свои уникальные образ, историю, географию, архитектуру, климат. Каких-то единых клише, разработанных комплексом, наверное, не может быть. Но к придорожной инфраструктуре однозначно должны будут применяться ограничения и требования по строительным материалам. Они должны соответствовать масштабу, цвету, фактуре, текстуре местности. Не может там быть инородных материалов искусственного происхождения. Все должно гармонично подчеркивать и ни в коем случае не спорить с исторической застройкой и нашей природой. Это своего рода "правила хорошего тона" в горах".
В последнее время в Осетии актуальным стал вопрос сохранения объектов культурного наследия. Главный архитектор республики подчеркнул, что в рамках жесткого закона такие объекты могут быть подвержены реставрации и сохранению, но ни в коем случае – не реконструкции.
В завершение Александр Цаллагов поделился планами комитета на ближайшую перспективу: "Будем работать в соответствии со Стратегией социально-экономического развития, но учитывать то, что реалии и вызовы времени вносят с разной периодичностью коррективы в эту стратегию. Поэтому возникают вопросы о новых смыслах, о новых драйверах развития. Говорить глобально можно только об абсолютно очевидных факторах, таких как географическое положение и туристический потенциал нашей территории. К сожалению, промышленность утеряла свою былую мощь, поэтому все-таки нужно развивать потенциал туризма и использования стабильного трафика через Военно-Грузинскую дорогу. В этих направлениях, скорее всего, и будут предприняты усилия, разработаны проекты".