Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Владикавказский дух Мариинского театра

[B]Не секрет, что успех ярких и фееричных спектаклей легендарной Мариинки – во многом заслуга и художественно-постановочной части театра. А оригинальные, богато расшитые костюмы – не только элементы образа, но и полноценные участники действа. Однако многие ли знают, что они отшиваются и во Владикавказе?[/B]

Художественно-производственным мастерским Государственного академического Мариинского театра, базирующимся в нашем городе, 5 ноября исполнилось 18 лет. За эти годы здесь было сшито более 4000 костюмов для многих постановок. Руководитель филиала – почетный работник легкой и текстильной промышленности Ермак

ЛАГКУЕВ с гордостью говорит о деятельности мастерских: "Наша работа стала возможна благодаря Валерию Абисаловичу Гергиеву. Мы ему признательны за поддержку, оценку нашего труда и возможность участвовать в культурной жизни России. И, конечно, я безмерно благодарен нашему коллективу. Без мастерства, которое оттачивалось годами, в том числе, и благодаря обучению на базе основного производства в Санкт-Петербурге, мы бы сегодня (не будем скромничать) не вышли на достойный мировой уровень".

Всего в мастерских Владикавказского филиала Мариинского театра трудятся 19 мастеров. Все созданные коллективом театральные и концертные костюмы – практически произведения искусства, потому что выполнены на высоком художественном уровне, что присуще настоящим профессионалам, бесконечно влюбленным в свое дело. Один из таких одержимых творцов – художник-технолог Нина ЧЕРЧЕСОВА-КРУПНОВА, которая работает в мастерских Владикавказского филиала с самого их основания. "И знаете, я поняла, что за эти годы мы, все сотрудники производственных мастерских, ни разу не позволили себе опустить ту планку, коей является марка Мариинского театра, – делится Нина Георгиевна. – Наши мастера – настоящие профессионалы, можно сказать "болеющие" своим делом. За что я им бесконечно благодарна".

– По каким направлениям работают ваши мастера?

– В наши общие обязанности входит создание театральных костюмов. А это и филигранная вышивка, которую искусно выполняет наша вышивальщица Жанна Хетагурова, она тоже в мастерских со дня открытия. Театральный костюм предполагает также художественную роспись, и всеми необходимыми для этого техниками владеет художник по росписи тканей и костюмов Лариса Павлова. Особенно сложная работа у закройщиков. Наша часто "заочная" работа (без примерок) предполагает особую точность в крое и творческий подход.

– А почему без примерок?

– Мы шьем в основном для Мариинского театра. Параметры каждого артиста уже знаем наизусть. Правда, бывает и такое, что кто-то худеет или полнеет, это, конечно, создает определенные неудобства. Закройщик настолько точно должен снять мерки, чтобы можно было пошить костюм заочно. Все должно быть сделано аккуратно и верно. Конечно, и переделки случаются. Но чаще всего они не требуются. Так что мастерство закройщиц Инны Постоловой и Татьяны Филькевич хочу отметить отдельно.

– Нина Георгиевна, каково быть художником-технологом в коллективе со столь престижным брендом?

– Очень ответственно. Ведь за все этапы нашей командной работы как художник-технолог отвечаю я. Это каждый раз как защита дипломной работы. Художник-технолог не только принимает заказ, он должен вникать в творческие требования автора, контролировать исполнение заказа в соответствии с замыслами автора, а затем и сдать ему готовую работу. И вот здесь каждый участок при изготовлении костюма, вернее комплекта, требует самого пристального моего внимания. Порой один костюм может состоять из четырех, а то и больше, предметов. Представляете объем работы?

Валерий ГЕРГИЕВ, художественный руководитель-директор Государственного академического Мариинского театра:

"В 2002 году Мариинский театр открыл производственный филиал во Владикавказе. Конечно, не секрет, почему выбор пал именно на этот регион: здесь моя Родина, с этим краем связаны мои первые детские и художественные впечатления. Стремление расширить границы и творческие, и производственно-технические – это требование времени, в котором мы живем, это широчайший, сложнейший репертуар Мариинского театра. Приветствую тех, кто своим трудом создает театральные шедевры, способствуя развитию культуры. Уверен, что это укрепит дружеские и творческие связи театров".

– Какие из созданных костюмов больше всего запомнились вам?

– За эти годы сделано так много интересного! Каждая работа уникальна по-своему. Выделить что-то одно очень трудно, разве что, костюмы к балету "Щелкунчик" (хореограф – Кирилл Симонов, художник – Михаил Шемякин), который был поставлен на сцене Мариинского театра в 2001 году. Большой поклонник Гофмана, Шемякин постарался максимально отойти от трактовки сказки Александра Дюма и создал удивительный мир фантасмагории и гротеска. И мы помогли ему в создании этого действа.

– Какие костюмы вы могли бы назвать самыми удачными в своей карьере? Есть такие, которыми вы гордитесь?

– Здесь могу выделить масштабную работу над ретроспективной постановкой "Спартак" в 2010 году. Тогда строилась вторая сцена Мариинского театра – "Мариинский-2", куда приглашались новые авторы, в том числе и зарубежные, ставились современные спектакли с применением новейших технологий. А старое здание должно было стать своеобразным музеем. Валерий Гергиев хотел поставить на его сцене некую ретроспективу всех спектаклей. "Спартак" – это постановка 1956 года, и мы помогли ее восстановить, создали по старым эскизам современные костюмы. Их было около 700. До этого мы также восстановили спектакль "Царь Салтан". Он тоже ретроспективный. Ведь, как сказал великий Немирович-Данченко, "каждый малейший штрих художника может помочь актеру на пути верного создания художественного образа".

– А как отразилась пандемия на работе мастерских?

– Самым тревожным для наших мастерских временем оказалось время карантина. Мы не могли творить, что очень огорчало всех. И как только появилась возможность, мы с большим вдохновением продолжили работу над костюмами к спектаклю "Тысяча и одна ночь" (режиссер – Фикрет Амиров). Он был представлен в рамках Международного Дальневосточного фестиваля "Декорации сказочного востока" на Приморской сцене Мариинского театра. Работа над оформлением нового спектакля шла под руководством главного художника-постановщика Приморской сцены Петра Окунева.

– Как известно, Владикавказскому филиалу отведена роль базовой площадки по внедрению на театральном пространстве СКФО и Юга России новых, передовых, художественно-производственных технологий, связанных с пошивом сценического костюма, и не только. Вы с поставленной задачей справляетесь?

– Мы рады сотрудничать с другими театрами страны. Постепенно о наших производственных мастерских узнают в других регионах России, что не может не радовать. К примеру, совсем недавно мы закончили работу над костюмами к спектаклю "Спартак", который поставлен на сцене Ростовского государственного музыкального театра.

Хочу отметить исторические костюмы с элементами фэнтези-декора, которые мы сшили к опере Н.В. Римского-Корсакова "Снегурочка". Это была очень сложная работа. Петровские кафтаны, рубахи-слепцы. Кстати, здесь мы впервые использовали фотопечать на ткани, что, во-первых, значительно экономит время работы над костюмом, во-вторых, в эксплуатации такой костюм более долговечен. Филигранно был создан костюм "Мизгиря", он исполнен по мотивам кафтана Пушкинской эпохи. Эскизы художника по костюмам Ирины Чередниковой к этому спектаклю это своеобразный синтез народного и светского костюмов. Так же мы отшили серию костюмов "Сущности" – это персонажи в красных платьях из дикого шелка, сопровождающие "Весну". В целом спектакль получился красивым, результатом нашей совместной работы Ирина Чередникова осталась довольна. К слову, по эскизам Ирины Геннадьевны мы уже шили костюмы к нескольким спектаклям. Это "Евгений Онегин", "Левша", "Пиковая дама", "Царская невеста" и другие. Подчеркну, что многие работы мы проводили заочно, и нареканий никогда не было. Это говорит о том, что нам доверяют. И, конечно, мы всегда помним это, и благодарны руководству, художникам и мастерам цехов Мариинского театра за предоставленную нам возможность творить, постоянное внимание и поддержку.

– Над чем работаете сейчас?

– Сейчас мы в основном занимаемся реставрацией или дубляжом костюмов к уже поставленным спектаклям. Это около 400 костюмов за прошедшее лето. Такой опыт очень полезен для нас. Поскольку мы учимся на архивных образцах, возраст которых иногда достигает пятидесяти лет. В ближайшей же перспективе нас ждет интересная работа над костюмами к оперетте "Летучая мышь", премьера которой должна состояться в конце декабря.

– Мастерские находятся в самом центре Владикавказа. Исторический фасад здания часто привлекает посетителей, особенно туристов. Их отзывы о вашем радушном приеме можно почитать в социальных сетях в Интернете...

– Для нас большая честь и награда быть причастными к великому творчеству Мариинского театра. И мы горды тем, что вносим свою маленькую лепту в его огромный творческий процесс. И если этим процессом интересуются, то наша задача максимально погрузить "зрителя" в волшебство работ наших мастериц. Очень рада, что нашим приемом люди остаются довольны. Мы всегда рады гостям!

Автор: Пресс-служба Владикавказского филиала Государственного академического Мариинского театра

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1899

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика